Коммерческое агентство Уссурийской железной дороги в Шанхае и создание прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией (1923–1926 гг.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена истории коммерческого агентства Уссурийской железной дороги в Шанхае и его роли в создании прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией. После окончания Гражданской войны и занятия красными Владивостока в конце 1922 г. советская власть начала восстанавливать экономику и торговлю на Дальнем Востоке. В противовес Японии планировалось создание «восточного направления» прямого сообщения между Шанхаем и Маньчжурией. В «восточном направлении» пересадочным пунктом между Шанхаем и Маньчжурией должен был стать Владивосток. Товары, прибывшие водным путем из Шанхая во Владивосток, планировалось посредством Уссурийской железной дороги довезти до границы с Китаем и далее по Китайско-Восточной железной дороге доставить до Харбина. Уссурийская железная дорога была главным инициатором создания «восточного направления». Для полноценной работы в конце 1923–1924 гг. было создано сначала отделение, а потом и Коммерческое агентство Уссурийской железной дороги в Шанхае. Однако план создания прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией через Владивосток не был полностью реализован, поскольку не был решен вопрос о выдаче прямых транспортных документов. Главной причиной провала «восточного направления» стал межведомственный конфликт. Присущий представителям руководства обеих сторон – Шанхая (Шанхайское коммерческое агентство Уссурийской железной дороги и Доброфлот) и Москвы (Наркомпуть и Наркомвнешторг) – «ведомственный патриотизм» за три года так и не позволил ни на одном из уровней решить вопрос, от которого напрямую зависела реализация советских торговых интересов в Шанхае.

Об авторах

Сунь Ичжи

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yizhisun961203@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2656-2859

Лаборант-исследователь, Институт истории

Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Весь Харбин на 1926 год: адресная и справочная книга / Ред.-изд. С.Т. Тернавский. Харбин: тип. КВЖД, 1926. 808 с.
  2. Дмитриева Н. Между двух империй: железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в позднеимперский период // Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 1. С. 254-264. doi: 10.15826/qr.2024.1.877
  3. Дмитриева Н.В. На пути к КВЖД: финансовая составляющая истории строительства Кайдаловской железнодорожной ветви // Новейшая история России. 2023. Т. 13. № 4. С. 861-874. doi: 10.21638/spbu24.2023.410
  4. Документы Государственного архива Хабаровского края (ГАКХ).
  5. Документы Shanghai Municipal Police Files.
  6. Хисамутдинов А.А. К истории русской диаспоры в Японии // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. С. 99-106.
  7. Хисамутдинов А.А. По странам рассеяния. Ч. 1. Русские в Китае. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. 360 с.
  8. Ходяков М. В., Чжао Чжицин. Строительство церквей в Забайкалье и Китайско-Восточная железная дорога: Кайдаловская ветвь на рубеже XIX-XX веков // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 8. С. 100-111. doi: 10.25205/1818-7919-2023-22-8-100-111.
  9. Шаронова В.Г. История русской эмиграции в Восточном Китае в первой половине XX века. М.; СПб: Университетская книга, 2015. 510 с.
  10. 汪之成: 近代上海俄国侨民生活. Цзиндай Шанхай эго цзяоминь шэнхо : [Ван Чжичэн. Жизнь русских эмигрантов в Шанхае Нового времени]. 上海: 上海辞书出版社, 2008年. 569 页.
  11. 汪之成: 上海俄侨史. Шанхай эцзяо ши : [Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае]. 上海: 三联书店, 1993年. 832 页.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024