Трансформация практик вовлеченности родителей в жизнь детей
- Авторы: Дорофеева З.Е.1,2, Козырева П.М.1,2
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: № 8 (2023)
- Страницы: 86-100
- Раздел: Статьи
- URL: https://clinpractice.ru/0132-1625/article/view/661785
- DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250027370-0
- ID: 661785
Цитировать
Аннотация
На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется процесс трансформации практик вовлеченности родителей в жизнь детей. На фоне рассмотрения социальных преобразований проводится ретроспективный анализ шести категорий практик этой вовлеченности: подготовка уроков, посещение родительских собраний, чтение, физическая активность, посещение врачей и проведение отпуска. Исследование выявило интенсификацию взаимодействия с детьми во всех сферах, снижение гендерной асимметрии, проявляющееся в росте вовлеченности отцов и снижении преимущественной вовлеченности матерей. Анализируемые данные позволили представить трансформацию практик вовлеченности родителей и других родственников в жизнь детей, показать, что дети постепенно стали более значимой частью жизни взрослых, а само родительство приобрело интенсивный характер.
Об авторах
Злата Евгеньевна Дорофеева
Институт социологии ФНИСЦ РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Российская Федерация, Москва
Полина Михайловна Козырева
Институт социологии ФНИСЦ РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Российская Федерация, Москва
Список литературы
- Андреева А. Д. Функциональность семьи в современном транзитивном обществе // Научный диалог. 2017. № 6. С. 258–269. doi: 10.24224/2227-1295-2017-6-258-269.
- Антипкина И.В., Любицкая К.А., Нисская А.К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 230–260. doi: 10.17323/1814-9545-2018-4-230-260.
- Багирова А.П., Шубат О.М. Концептуальные подходы к качеству родительского труда // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №31. С. 2–6.
- Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академ. проект, 2005.
- Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: ИС РАН, 2008.
- Егорова Н.Ю., Янак А.Л., Рябинская Е.С. Родительские роли в современной российской семье: границы «мужского» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 233–251.
- Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Куда идет Россия; Кто и куда стремится вести Россию? / Под ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001 С. 3–15.
- Исупова О.Г. Интенсивное материнство в России: матери, дочери и сыновья в школьном взрослении // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2018. № 3. С. 180–189.
- Капуза А.В., Захаров А.Б. Обучение чтению до школы и читательская грамотность детей в первом и конце четвертого класса: роль культурного капитала семьи // Образование и социальная дифференциация / Отв. ред. М. Карной, И.Д. Фрумин, Н.Н. Кармаева. М.: ВШЭ, 2017. С. 43–62.
- Караханова Т.М., Большакова О.А. Бюджет времени рабочих как отражение их реального поведения в повседневной жизни (1965–2014 гг.)» // Вестник Института социологии. 2016. № 18. С. 70–96. doi: 10.19181/vis.2016.18.3.413.
- Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. №3. С. 121−139.
- Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей: дис. канд. н. об образовании. М., 2020.
- Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика 2019. №8. С.64–72.
- Патрушев В.Д. Жизнь горожанина (1965-1998). М.: Academia, 2001.
- Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Нисская А. К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. 2015. № 7. С. 95–101.
- Рождественская Е.Ю. Вовлеченное отцовство, заботливая маскулинность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. №5. С.155–185.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: 1979.
- Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О.К. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983.
- Coleman J.S. Equality of Educational Opportunity. U.S. Government printing office, Washington.
- Epstein J.L., Sheldon S.B. Moving forward: Ideas for research on school, family, and community partnerships // Conrad C., Serlin R. (eds) SAGE handbook for research in education: Engaging ideas and enriching inquiry. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2006. P. 117–138.
- Harris, K.M., Morgan S.P. Fathers, Sons, and Daughters: Differential Paternal Involvement in Parenting // Journal of Marriage and the Family. 1991. Vol. 53(3). P. 531–534. doi: 10.2307/352730.
- Jeynes W.H. Parental Involvement Research: Moving to the Next Level // School Community Journal. 2011. Lincoln Vol. 21. No.1. P. 9–18.
- McLanahan S., Sandefur G. Growing Up with a Single Parent: What Hurts, What Helps. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994.
- Punter R. A, Glas Cees A.W, Meelissen Martina R.M. Psychometric Framework for Modeling Parental Involvement and Reading Literacy, Springer, 2015.
- Raley S., Bianchi S. Sons, Daughters, and Family Processes: Does Gender of Children Matter? // Annual Review of Sociology. 2006. Vol. 32: 401–421. doi: 10.1146/annurev.soc.32.061604.123106.
- Sayer L.C., Bianchi S.M., Robinson J.P. Are Parents Investing Less in Children? Trends in Mothers’ and Fathers’ Time with Children // American Journal of Sociology. 2004. Vol. 110. No. 1: 1–43. doi: 10.1086/386270.
- Sivak E., Smirnov I. Parents mention sons more often than daughters on social media // PNAS. 2019. Vol. 116. No. 6. P. 2039–2041. doi: 10.1073/pnas.1804996116.
Дополнительные файлы
