Цифровые навыки в регионах России
- Авторы: Попов Е.В.1
-
Учреждения:
- НИУ «Высшая школа экономики»
- Выпуск: № 6 (2024)
- Страницы: 65-75
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА del
- URL: https://clinpractice.ru/0132-1625/article/view/673681
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524060065
- ID: 673681
Цитировать
Аннотация
В статье представлен анализ уровня цифровых навыков в региональном разрезе. На основе данных Росстата демонстрируется дифференциация субъектов РФ по ключевым компонентам уровня цифровой грамотности населения: информационным и коммуникационным навыкам, способностям решать ежедневные задачи и умению работать с программным обеспечением. Выстроенная в процессе анализа кластерная модель позволила определить три отличающихся по данным компонентам группы регионов: лидеры (21 регион); середняки (43 региона) и отстающие (21 регион). Среди лидирующих регионов выделяются Омская, Мурманская области и город Москва, среди отстающих – республика Северная Осетия, Магаданская и Еврейская автономная области. Выявлено, что на общий уровень цифровой грамотности в регионах влияют экономические показатели: средний индекс физического объема ВРП и валовой добавленной стоимости, средний размер заработной платы, а также ценностная компонента – в частности, положительная оценка влияния цифровых технологий на жизнь.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Евгений Владимирович Попов
НИУ «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: epopov@hse.ru
кандидат социологических наук, преподаватель департамента социологии, младший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний
Россия, МоскваСписок литературы
- Варламова Ю. А. Межпоколенческий цифровой разрыв в России // Мир России. Социология. Этнология. № 2. С. 51–74.
- Гасликова И. Р., Гохберг Л. М. Информационные технологии в России. М.: ЦИСН, 2001.
- Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 4. С. 41–72.
- Груздева М. А. Цифровые навыки и бонусы использования цифровых услуг: признаки территориальной асимметрии // Human Progress. 2020. Т. 6. № 4. С 1–12.
- Дмитриев Я. В., Алябин И.А и др. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 59–79.
- Земцов С. П., Демидова К. В., Кичаев Д. Ю. Распространение Интернета и межрегиональное цифровое неравенство в России: тенденции, факторы и влияние пандемии // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 4. С. 57–78.
- Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. 2022.
- Кузина Л. С., Попов Е. В. Реальные преимущества виртуального мира // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2023. URL: https://issek.hse.ru/news/839773040.html (дата обращения: 01.06.2023).
- Кузина Л. С., Попов Е. В., Щербаков Р. А. Почти все домохозяйства в России выходят в сеть на высоких скоростях // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2023. URL: https://issek.hse.ru/news/828416272.html (дата обращения: 01.06.2023).
- Кузнецов Н. В. Всеобщая цифровизация и социальные риски // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 10 (87). С. 42–47.
- Попов Е. В. Как пандемия повлияла на уровень цифровых навыков россиян // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/704025190.html (дата обращения: 01.06.2023).
- Попов Е. В. Особенности измерения цифровой грамотности в России // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 51–61.
- Попов Е. В., Стрельцова Е. А. Цифровые навыки населения в регионах // Экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/767681612.html (дата обращения: 29.08.2023).
- Прохоров П. Э. Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации //Статистика и экономика. 2022. Т. 19. № 3. С. 25–38.
- Садыртдинов Р. Р. Уровень цифровизации регионов России // Вестник Челябинского госун-та. 2020. № 10(444). С. 230–235.
- Статистика информационного общества в России: гармонизация с международными стандартами / Под ред. Л. М. Гохберга, П. Бох-Нильсена. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
- Федорова Н. В., Минченкова О. Ю., Макеева В. Г. Возможности и риски цифровизации экономики и общества //Наука и искусство управления. 2020. № 3/4. С. 25–37.
- Федосеева С. С., Глезман Л. В., Елькин С. А. Цифровая грамотность населения как основа развития цифровой экономики в России и регионах // Управленческий учет. 2022. № 11–3. С. 948–955.
- Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: ФРИ, 2013.
- Aissaoui N. The digital divide: a literature review and some directions for future research in light of COVID-19 // Global Knowledge, Memory and Communication. No. 8/9. P. 686–708.
- Gil-Garcia J.R., Helbig N. C., Ferro E. Is it only about internet access? An empirical test of a multidimensional digital divide // Electronic Government, Proceedings. 2006. Р. 139–149.
- Hargittai E., Hinnant A. Digital inequality: Differences in young adults’ use of the internet // Communication Research. 2008. No. 5. P. 602–621.
- Jones S. E. Against technology: From the Luddites to neo-Luddism. N. Y.: Routledge. 2013.
- Prensky M. “Digital Natives, Digital Immigrants Part 1” // On the Horizon. 2001. Vol. 9 No. 5. P. 1–6. doi: 10.1108/10748120110424816.
