Цифровые навыки в регионах России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье представлен анализ уровня цифровых навыков в региональном разрезе. На основе данных Росстата демонстрируется дифференциация субъектов РФ по ключевым компонентам уровня цифровой грамотности населения: информационным и коммуникационным навыкам, способностям решать ежедневные задачи и умению работать с программным обеспечением. Выстроенная в процессе анализа кластерная модель позволила определить три отличающихся по данным компонентам группы регионов: лидеры (21 регион); середняки (43 региона) и отстающие (21 регион). Среди лидирующих регионов выделяются Омская, Мурманская области и город Москва, среди отстающих – республика Северная Осетия, Магаданская и Еврейская автономная области. Выявлено, что на общий уровень цифровой грамотности в регионах влияют экономические показатели: средний индекс физического объема ВРП и валовой добавленной стоимости, средний размер заработной платы, а также ценностная компонента – в частности, положительная оценка влияния цифровых технологий на жизнь.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Евгений Владимирович Попов

НИУ «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: epopov@hse.ru

кандидат социологических наук, преподаватель департамента социологии, младший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний

Россия, Москва

Список литературы

  1. Варламова Ю. А. Межпоколенческий цифровой разрыв в России // Мир России. Социология. Этнология. № 2. С. 51–74.
  2. Гасликова И. Р., Гохберг Л. М. Информационные технологии в России. М.: ЦИСН, 2001.
  3. Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 4. С. 41–72.
  4. Груздева М. А. Цифровые навыки и бонусы использования цифровых услуг: признаки территориальной асимметрии // Human Progress. 2020. Т. 6. № 4. С 1–12.
  5. Дмитриев Я. В., Алябин И.А и др. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 59–79.
  6. Земцов С. П., Демидова К. В., Кичаев Д. Ю. Распространение Интернета и межрегиональное цифровое неравенство в России: тенденции, факторы и влияние пандемии // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 4. С. 57–78.
  7. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. 2022.
  8. Кузина Л. С., Попов Е. В. Реальные преимущества виртуального мира // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2023. URL: https://issek.hse.ru/news/839773040.html (дата обращения: 01.06.2023).
  9. Кузина Л. С., Попов Е. В., Щербаков Р. А. Почти все домохозяйства в России выходят в сеть на высоких скоростях // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2023. URL: https://issek.hse.ru/news/828416272.html (дата обращения: 01.06.2023).
  10. Кузнецов Н. В. Всеобщая цифровизация и социальные риски // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 10 (87). С. 42–47.
  11. Попов Е. В. Как пандемия повлияла на уровень цифровых навыков россиян // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/704025190.html (дата обращения: 01.06.2023).
  12. Попов Е. В. Особенности измерения цифровой грамотности в России // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 51–61.
  13. Попов Е. В., Стрельцова Е. А. Цифровые навыки населения в регионах // Экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/767681612.html (дата обращения: 29.08.2023).
  14. Прохоров П. Э. Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации //Статистика и экономика. 2022. Т. 19. № 3. С. 25–38.
  15. Садыртдинов Р. Р. Уровень цифровизации регионов России // Вестник Челябинского госун-та. 2020. № 10(444). С. 230–235.
  16. Статистика информационного общества в России: гармонизация с международными стандартами / Под ред. Л. М. Гохберга, П. Бох-Нильсена. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
  17. Федорова Н. В., Минченкова О. Ю., Макеева В. Г. Возможности и риски цифровизации экономики и общества //Наука и искусство управления. 2020. № 3/4. С. 25–37.
  18. Федосеева С. С., Глезман Л. В., Елькин С. А. Цифровая грамотность населения как основа развития цифровой экономики в России и регионах // Управленческий учет. 2022. № 11–3. С. 948–955.
  19. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: ФРИ, 2013.
  20. Aissaoui N. The digital divide: a literature review and some directions for future research in light of COVID-19 // Global Knowledge, Memory and Communication. No. 8/9. P. 686–708.
  21. Gil-Garcia J.R., Helbig N. C., Ferro E. Is it only about internet access? An empirical test of a multidimensional digital divide // Electronic Government, Proceedings. 2006. Р. 139–149.
  22. Hargittai E., Hinnant A. Digital inequality: Differences in young adults’ use of the internet // Communication Research. 2008. No. 5. P. 602–621.
  23. Jones S. E. Against technology: From the Luddites to neo-Luddism. N. Y.: Routledge. 2013.
  24. Prensky M. “Digital Natives, Digital Immigrants Part 1” // On the Horizon. 2001. Vol. 9 No. 5. P. 1–6. doi: 10.1108/10748120110424816.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Эволюция методологии и основные вехи оценки цифровых навыков

Скачать (168KB)
3. Рис. 2. Кластеры регионов по цифровым навыкам

Скачать (91KB)

© Российская академия наук, 2024