Опорные университеты – драйверы развития территорий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Сегодня действуют 33 опорных университета в развитых и перспективных регионах страны. Это университеты «второго уровня», вслед за лидерами – национальными исследовательскими (в количестве 29) и федеральными университетами (10). Специфическая и главная задача опорного университета – стать «двигателем» социально-экономического развития региона за счет подготовки необходимых профессиональных кадров, разработки и внедрения инновационных технологий. Помимо реализации программ высшего профессионального образования, они осваивают новые технологии в рамках дополнительного профессионального образования для региональных наукоемких предприятий. Цифровые методы обучения в последнем оказались особенно эффективны, во многом предвосхищая их применение в высшем образовании. Это оказалось возможным, поскольку сфера дополнительного профессионального образования как корпоративного наименее регламентирована и формализована. А предприятия, понимая свои потребности в квалифицированных кадрах, не склонны тратить время и средства на их подготовку и переподготовку. В статье представлены особенности взаимодействия опорных вузов с местными предприятиями и бизнесом, в том числе посредством цифровых образовательных технологий. Концептуальная рамка исследования определена моделью «Триплекса» Г. Ицковца: университеты/НИИ – предприятия/бизнес – региональные администрации/государство.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Григорий Артурович Ключарев

Института социологии ФНИСЦ РАН; НИУ «Московский энергетический институт»

Автор, ответственный за переписку.
Email: kliucharev@mail.ru

доктор философских наук, руководитель Центра социологии образования и науки, профессор кафедры философии, социологии и права им. Г. С. Арефьевой

Россия, Москва; Москва

Ирина Николаевна Трофимова

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: itnmv@mail.ru

доктор политических наук, ведущий научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Волков А. Т. и др. Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Д. С. Медовникова. М.: МАКС Пресс, 2011.
  2. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
  3. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновации. 2011. № 4 (150). С. 1–6.
  4. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: Издательский Дом ВШЭ, 2021.
  5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998.
  6. Морозова Е. В. Обучение студентов российских вузов предпринимательству как способ формирования агентности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 185–213. doi: 10.17323/vo-2024-17333.
  7. Наукоемкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / Отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021.
  8. О долгосрочном научно-технологическом развитии России: монография / Под ред. Д. Р. Белоусова., И. Э. Фролова. М.: Динамик принт, 2022.
  9. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. М.: Институт социологии РАН, 2017.
  10. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 9 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов и др.; под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
  11. Суханова П. А. Модель региональной инновационной системы: отечественные и зарубежные подходы к изучению региональных инновационных систем // Вестник Пермского университета. Экономика. 2015. Вып. 4 (27). С. 92–102.
  12. Тихонов А. В., Богданов В. С., Мерзляков А. А. Опыт дистанционного анализа реализации кластерной политики в региональном и отраслевом аспектах // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 5(4(20)). С. 52–65.
  13. Тихонов А. В., Мерзляков А. А. Что мешает «прорывному» российскому проекту «Наука» стать действительно прорывным? // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 4. С. 112– 127. doi: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-7.
  14. Формат транзитивного университета в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов: Коллективная монография / Под общей редакцией М. В. Богуславского. М.: Пробел-2000, 2020.
  15. Фрумин И. Д., Овчарова Л. Н. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
  16. Чередниченко Г. А. Инженерная подготовка в структуре высшей школы и профессионального выбора молодежи // Социологические исследования. 2024. № 9. С. 89–99. doi: 10.31857/S0132162524090082.
  17. Cai Y. Neo-Triple Helix model of innovation ecosystems: Integrating triple, quadruple and quintuple helix models // Triple Helix. 2022. № 9 (1). P. 76–106. doi: 10.1163/21971927-bja10029.
  18. Cai Y., Etzkowitz H. Theorising the Triple Helix model: Past, present, and future // Triple Helix. 2020. № 7 (2–3). P. 189–226. doi: 10.1163/21971927-bja10003.
  19. Etzkowitz H. Innovation in Innovation: The Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Social Science Information. 2003. № 42. Vol. 3. P. 293–337. doi: 10.1177/05390184030423002.
  20. Lundvall B.-A., Johnson B. The Learning Economy // Journal of Industry Studies. 1994. Vol. 1(2). P. 23–42. doi: 10.1080/13662719400000002.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025