


№ 11 (2023)
Статьи
Отечественное социологическое наследие: уточнение оценочной оптики
Аннотация



Объяснительные возможности концепции расколдовывания мира М. Вебера в контекстах роста магического сознания
Аннотация



А.А. Богданов как социолог и утопист: проблема «класса для себя»
Аннотация



Восприятие россиянами конфликта с Украиной: проверка гипотезы «спирали молчания»
Аннотация



Особенности измерения цифровой грамотности в России
Аннотация









Сберегательное поведение россиян: динамика и факторы
Аннотация
На данных ряда общероссийских исследований Института социологии ФНИСЦ РАН в статье охарактеризованы факторы сберегательного поведения россиян и динамика его изменения в 2003–2023 гг. Протестированы применительно к российским условиям некоторые классические концепции, объясняющие сберегательное поведение населения. Продемонстрировано, что в российском обществе их выводы оправдываются лишь частично. Показано, что на сменяющие друг друга внешние шоки разной природы последних лет представители массовых слоев населения реагировали в зависимости от характера этих шоков, а не только от их тяжести или ожидаемой длительности: на кризисы чисто экономической природы, в соответствии с классическими постулатами, россияне отвечали стремлением поддержать привычный уровень потребления за счет расходования сбережений, в случае же добавления к ним также геополитических рисков и увеличения в силу этого неопределенности будущего распространенность сбережений и их размер резко росли даже при стагнации доходов. Готовность к формированию сбережений как таковых и наличие относительно крупных сбережений зависят в российских условиях от разных факторов микроуровня. Если для мелких сбережений не выявлено факторов микроуровня, оказывающих существенное влияние на их наличие, то в формировании сбережений, позволяющих прожить на них не менее двух месяцев, ключевую роль играют субъективные факторы, в частности готовность к долгосрочному планированию своей жизни, а также ощущение своей экономической и социальной успешности. При этом экономические факторы, хотя и важны, но играют заметно меньшую роль, сказываясь в основном на размере сбережений.



Самостоятельность и агентность школьников: различение понятий
Аннотация
Исследуется концептуальное различие между «самостоятельностью» и «агентностью» в образовании. Хотя понятия часто воспринимают как синонимы, их разграничение продуктивно для практической педагогики. Раскрывая сущность агентного действия в девяти теоретических тезисах на основе социологических и психологических подходов, прослежены его предпосылки и обозначены развилки, в которых агентность и самостоятельность расходятся. Агентность стремится к изменению на основе осознанно сконструированной идентичности и ценностей. Самостоятельность сфокусирована на достижении мастерства в рамках существующих ролей и социальных норм; самостоятельность нацелена на преемственность, агентность – на изменение. Разграничение этих понятий поможет осознанно проектировать учебные ситуации и задавать реалистичные образовательные результаты. Но агентность как измеримый образовательный результат очень сложна, поскольку связана с идентичностью и личным отношением к социальным ситуациям, и очень индивидуальна. Самостоятельность (автономия) как образовательный результат проще, требуя сравнения умений ученика с умениями взрослого человека. Ключевым фактором, дифференцирующим самостоятельность и агентность, является характер идентичности индивида – ее ориентация на воспроизводство существующего или на индивидуальный поиск и изменение.



Типологические группы первокурсников по образовательным стратегиям в условиях индивидуальных траекторий обучения
Аннотация



Неформальность в обществе: поиск методологии исследования
Аннотация



Россияне о вызовах искусственного интеллекта, нейронных сетей и социальном оптимизме
Аннотация



Социокультурная идентичность современных армян
Аннотация



Медиапотребление различных возрастных групп
Аннотация












Историческое сознание россиян – книга и ее проблемное поле
Аннотация



Не возрождение, но второе рождение
Аннотация



Современный капитализм в ракурсе критической теории общества
Аннотация






После «конца истории»: прогрессивные альтернативы рефеодализации и «техносоциализму»
Аннотация





