Двигательная активность старшеклассников образовательных организаций различного вида: гигиенические и социальные аспекты
- Авторы: Латышевская Н.И.1,2, Левченко Н.В.1,2, Селиверстова Е.Н.1, Ежкова А.М.1, Жукова Т.В.3, Филатов Б.Н.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Волгоградский государственный медицинский университет
 - Волгоградский медицинский научный центр
 - Ростовский государственный медицинский университет
 
 - Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
 - Страницы: 16-21
 - Раздел: Статьи
 - Статья опубликована: 16.10.2024
 - URL: https://clinpractice.ru/2658-4514/article/view/636929
 - ID: 636929
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема недостаточной двигательной активности особо актуально стоит перед старшеклассниками, что связано с высокими учебными нагрузками в связи с подготовкой к ЕГЭ и поступлению в вуз.
Цель исследования: изучить и оценить двигательную активность старшеклассников гимназии и средней образовательной школы г. Волгограда с использованием авторской анкеты.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе двух образовательных организаций (ОО): МОУ Гимназия № 10 и СОШ № 64 Красноармейского района Волгограда. Выборка состояла из 174 респондентов – обучающихся 10–11-х классов двух ОО: 78 юношей и 96 девушек.
Результаты. Двигательная активность старшеклассников как в учебное время, так и во внеучебное не обеспечивает возможности для максимальной мышечной деятельности, увеличения энергетического потенциала механизмов адаптации. Сравнительная оценка двигательной активности старшеклассников, обучающихся в средней образовательной школе и в гимназии, выявила достоверные различия, которые обусловлены в том числе социальными факторами образа жизни.
Полный текст
За последние десятилетия у школьников произошли существенные изменения показателей физических кондиций, к числу которых относятся показатели физического развития, физической подготовленности, физической активности. Основные причины – интенсификация учебного процесса, учебная нагрузка, превышающая установленные гигиенические нормы, и как следствие – уменьшение двигательной активности (ДА) детей и подростков, в также преобладание в суточном бюджете времени статических видов деятельности [1–4]. Важной проблемой остается доступность и возможности реализации ДА (безопасные активные игры и передвижения, наличие спортивных площадок, велодорожек и т. п.) [5]. Последствия несоответствующей физиологически обоснованной потребности в ДА хорошо известны – нарушение процессов роста и развития ребенка, ухудшение адаптационных возможностей организма [4, 6]. Особую актуальность проблема недостаточной ДА приобретает у старшеклассников, что связано с высокими учебными нагрузками в связи с подготовкой к ЕГЭ, поступлению в вуз. Всемирной организацией здравоохранения используется термин «физическая активность» (ФА), которая «есть важнейшая предпосылка развития у детей базовых когнитивных и социальных навыков и моторики, а также мышечно-скелетной системы. При этом детям и подросткам рекомендуется уделять физической активности от умеренной до высокой интенсивности не менее 60 минут в день; ФА, направленной на развитие скелетно-мышечной системы, следует заниматься, как минимум, три раза в неделю [7]. Актуальным представляется мониторинг ДА школьников всех возрастных и половых групп. Для отработки методических приемов такого мониторинга необходима разработка соответствующих инструментариев для дальнейшего их использования при оценке ДА школьников в динамике лет обучения.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучить и оценить двигательную активность старшеклассников гимназии и средней образовательной школы г. Волгограда с использованием авторской анкеты.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе двух образовательных организаций (ОО): МОУ Гимназия № 10 и СОШ № 64 Красноармейского района Волгограда. Выборка состояла из 174 респондентов, обучающихся 10–11-х классов двух ОО (74 школьника и 100 гимназистов): 78 юношей и 96 девушек.
Для изучения уровня двигательной активности, наличия вредных привычек у подростков была разработана авторская анкета, содержащая 16 вопросов. Для выявления связи между двумя переменными, определения значимости различий между группами, производился расчет критерия хи-квадрат Пирсона (χ2).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных данных выявил достоверные различия в ответах на вопрос «Как часто вы ходите пешком?»: 82,4 % школьников ответили положительно, тогда как гимназисты лишь 55,0 % (табл. 1). При этом достоверные гендерные различия характерны для школьников: 93,1 % юношей против 75,6 % девушек. Практически все обучающиеся используют смарт-часы, фитнес браслеты и другие гаджеты, позволяющие определить суточное количество шагов более 10 тыс. за день. Выявлено, что количество шагов в среднем за день больше у школьников: 24,3 % против 15,0 %. Менее 5 тыс. шагов в день делают гимназисты – 38,0 % против 28,4 % школьников. При этом, согласно рекомендуемым возрастным нормам суточной двигательной активности по А. Г. Сухареву, юноши и девушки 15–17 лет должны проходить 20–25 тыс. шагов (девушки) и 25–30 тыс. шагов (юноши) [7]. Дополнительные собеседования с респондентами позволили сформулировать объяснения этого факта: большинство школьников проживают в шаговой доступности от образовательной организации (радиус обслуживания 0,5–1,0 км), тогда как гимназисты зачастую приезжают из отдаленных территорий Красноармейского и даже других районов Волгограда. Интересный факт: утреннюю зарядку всегда делает 28,0 % гимназистов и лишь 8,1 % школьников, никогда не делают 36,0 и 54,1 % соответственно. При собеседовании с подростками выявлено, что у гимназистов в семье часто принято выполнять утренние упражнения. Примечателен тот факт, что уроки физической культуры достоверно чаще не посещают гимназисты: 24,0 против 8,1 % у школьников. Одним из объяснений этого факта послужила доверительная информация подростков: получают освобождения от уроков физической культуры для того, чтобы использовать это время для подготовки к другим дисциплинам. Этот результат корреспондируется с данными других авторов. Так, в Екатеринбурге более 81 % школьников посещают уроки физической культуры [8] (см. табл.).
Таблица 1
Двигательная активность старшеклассников
Показатели  | Гимназия 10 (n = 100)  | Школа 64 (n = 74)  | ||||
Мальчики (n = 49)  | Девочки (n = 51)  | Всего  | Мальчики (n = 29)  | Девочки (n = 45)  | Всего  | |
Утренняя зарядка  | ||||||
Да  | 26,5  | 29,4  | 28,0  | 10,3  | 6,7  | 8,1  | 
Нет  | 36,7  | 35,2  | 36,0  | 51,7  | 55,5  | 54,1  | 
Иногда  | 36,7  | 35,4  | 36,0  | 37,9  | 37,8  | 37,8  | 
Хи-квадрат Пирсона (школа)  | 11,825  | Хи-квадрат Пирсона (пол)  | 0,1  | |||
Асимптотическая значимость  | 0,003  | Асимптотическая значимость  | 0,935  | |||
Как часто вы ходите пешком?  | ||||||
Часто  | 51,0  | 58,8  | 55,0  | 93,1  | 75,6  | 82,4  | 
Редко  | 28,6  | 23,5  | 26,0  | 6,9  | 13,3  | 10,8  | 
Иногда  | 20,4  | 17,7  | 19,0  | 0  | 11,1  | 6,8  | 
Хи-квадрат Пирсона (школа)  | 14,444  | Хи-квадрат Пирсона (пол)  | 0,165  | |||
Асимптотическая значимость  | 0,001  | Асимптотическая значимость  | 0,921  | |||
Количество шагов в среднем за день  | ||||||
Менее 5 тыс.  | 40,8  | 35,2  | 38,0  | 31,0  | 26,7  | 28,4  | 
От 5–10 тыс.  | 40,8  | 52,9  | 47,0  | 34,5  | 55,6  | 47,3  | 
Более 10 тыс.  | 18,4  | 11,9  | 15,0  | 34,5  | 17,7  | 24,3  | 
Хи-квадрат Пирсона (школа)  | 3,112  | Хи-квадрат Пирсона (пол)  | 4,867  | |||
Асимптотическая значимость  | 0,211  | Асимптотическая значимость  | 0,088  | |||
Посещение уроков физкультуры в школе  | ||||||
Да  | 69,4  | 62,7  | 66,0  | 89,7  | 91,1  | 90,5  | 
Да, спец. группа  | 2,0  | 17,6  | 10,0  | 0  | 2,2  | 1,4  | 
Нет, освобождение  | 28,6  | 19,6  | 24,0  | 10,3  | 6,7  | 8,1  | 
Хи-квадрат Пирсона (школа)  | 14,612  | Хи-квадрат Пирсона (пол)  | 7,385  | |||
Асимптотическая значимость  | 0,001  | Асимптотическая значимость  | 0,025  | |||
В спецгруппе занимаются 17,6 % гимназистов и лишь 1,4 % школьников, что, вероятно, обусловлено худшими показателями здоровья этой категории подростков.
Рис. 1. Предпочтения в спорте старшеклассников (%)
Интерес представляет полученная информация о спортивных предпочтениях старшеклассников (рис. 1). 41,9 % гимназистов и 75,1 % школьников ответили, что занимаются спортом дополнительно (хи-квадрат – 14,212, уровень асимптоматической значимости 0,001). Однако отличаются предпочтения в выборе видов спорта. Самой популярной спортивной секцией среди юношей школы является спортивные единоборства и боевые искусства (бокс, карате, дзюдо, самбо, борьба, тхэквондо), в которых занимаются 51,8 % респондентов (гимназистов лишь 4,1 %; р ≤ 0,001). Гимназисты предпочитают подвижные командные игры (футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, плавание), для которых характерна некоторая корпоративность. Девушки независимо от вида образовательной организации больше предпочитают занятия по легкой атлетике (13,6–24,4 %), танцы (7,9–20,9 %) или плавание (9,8–6,7 %). Для определения соответствия физических нагрузок состоянию здоровья и уровню подготовленности опрошенных подростков использовали наличие внешних признаков утомления при занятиях спортом.
Рис. 2. Проявления внешних признаков утомления у старшеклассников (%)
Оценка степени выраженности утомления у школьников представлена на рис. 2. Выявлено, что у 37,8 % школьников и 41 % гимназистов отсутствуют внешние признаки утомления или все изменения самочувствия быстро восстанавливаются после нагрузки. При этом у трети опрошенных подростков наблюдается сразу несколько признаков: учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, головокружение. Особенности проведения свободного времени у гимназистов и школьников примерно одинаковое (табл. 2). В среднем по 35 % респондентов тратят свободное время на встречу с друзьями, прогулки или предпочитают провести его дома. Только 14 % тратят на занятия спортом, а 15 % – ответили, что у них вообще нет свободного времени.
Таблица 2
Распространенность свободного времени старшеклассниками
Показатели  | Гимназия 10 (n = 100)  | Школа 64 (n = 74)  | |||||
Мальчики  | Девочки  | Всего  | Мальчики  | Девочки  | Всего  | ||
Свободное время  | |||||||
Дома  | 42,9  | 19,6  | 31,0  | 34,5  | 35,5  | 35,1  | |
Прогулка с друзьями  | 36,7  | 43,1  | 40,0  | 37,9  | 33,3  | 35,1  | |
Спорт  | 4,1  | 21,5  | 13,0  | 10,3  | 17,8  | 14,9  | |
Нет свободного времени  | 16,3  | 15,7  | 16,0  | 17,2  | 13,3  | 14,9  | |
Хи-квадрат Пирсона (школа)  | 0,630  | Хи-квадрат Пирсона (пол)  | 0,050  | ||||
Асимптотическая значимость  | 0,890  | Асимптотическая значимость  | 0,921  | ||||
Одним из замещающих двигательную активность видов деятельности современных подростков является посещения заведений фаст-фуда. Отношение к фаст-фуду среди опрошенных школьников различное (рис. 2). Так, среди школьников (53,1 %) больше, чем среди гимназистов (34,0 %) тех, кто не ходит в заведения быстрого питания (хи-квадрат – 26,170, уровень асимптоматической значимости – 0,004). Этот факт, возможно, связан и с большими материальными возможностями гимназистов (средний чек фаст-фуда в Волгограде 345,5 рубля). Одно из последствий недостаточной ДА физиологическим потребностям является увеличение массы тела.
Анализ отношения опрошенных подростков к своей внешности, в частности к массе тела, показал достаточную осведомленность респондентов (табл. 3, рис. 3). В среднем около 70 % подростков независимо от образовательного учреждения знают свой вес и больше 80 % полагают, что их вес соответствует возрасту.
Рис. 3. Посещение старшеклассниками кафе фаст-фуд (%)
Таблица 3
Осведомленность старшеклассников своего веса
Показатели  | Гимназия 10 (n = 100)  | Школа 64 (n = 74)  | ||||||
Мальчики (n = 49)  | Девочки (n = 51)  | Всего  | Мальчики (n = 29)  | Девочки (n = 45)  | Всего  | |||
Знаете свою массу тела?  | ||||||||
Да  | 63,2  | 74,5  | 69,0  | 75,9  | 71,1  | 73,0  | ||
Нет  | 36,7  | 25,5  | 31,0  | 24,1  | 28,9  | 27,0  | ||
Соответствует масса тела возрасту?  | ||||||||
Да  | 73,5  | 90,2  | 82,0  | 86,2  | 84,4  | 85,1  | ||
Нет  | 26,5  | 9,8  | 18,0  | 13,8  | 15,6  | 14,9  | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Двигательная активность старшеклассников как в учебное время, так и во внеучебное не обеспечивает возможности для максимальной мышечной деятельности, увеличению энергетического потенциала механизмов адаптации.
Сравнительная оценка двигательной активности старшеклассников, обучающихся в средней образовательной школе и в гимназии, выявила достоверные различия, которые обусловлены, в том числе социальными факторами образа жизни.
Необходимо продолжить исследование с изучением уточняющих обстоятельств, которые могут повлиять на двигательную активность и формирование мотиваций к изменению образа жизни, в том числе для увеличения ежедневной двигательной активности.
Об авторах
Наталья Ивановна Латышевская
Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградский медицинский научный центр
														Email: latyshnata@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-8367-745X
				                																			                								
доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой
Россия, Волгоград; Волгоград
Наталья Викторовна Левченко
Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградский медицинский научный центр
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: chernova_n_v@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0003-4591-0537
				                																			                								
кандидат медицинских наук, доцент
Россия, Волгоград; ВолгоградЕкатерина Николаевна Селиверстова
Волгоградский государственный медицинский университет
														Email: kathrine03@mail.ru
				                					                																			                								
студентка
Россия, ВолгоградАмина Михайловна Ежкова
Волгоградский государственный медицинский университет
														Email: amina.ezkova123@gmail.ru
				                					                																			                								
студентка
Россия, Волгоград
Татьяна Васильевна Жукова
Ростовский государственный медицинский университет
														Email: zog.zhukova@yandex.ru
				                	ORCID iD: 0000-0001-8344-5467
				                																			                								
доктор медицинских наук, профессор
Россия, Ростов-на-ДонуБорис Николаевич Филатов
Волгоградский государственный медицинский университет
														Email: filatov@rihtop.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-2502-8814
				                																			                								
доктор медицинских наук, профессор
Россия, ВолгоградСписок литературы
- Балакирева А. А. Двигательная активность подростков в современном обществе. Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. Москва: Буки-Веди, 2017;1–2.
 - Романенко С. П. Оценка питания и двигательной активности детей в образовательных организациях кадетского типа. Гигиена и санитария. 2020;1(99):63–68.
 - Латышевская Н. И., Ковалева М. Д. Физическое развитие и физическая подготовленность младших школьников сельской школы как аргумент для оптимизации физкультурно-оздоровительных мероприятий. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2019; 4(72):126–128.
 - Попов В. И., Настаушева Т. Л., Жданова О. А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(3):238–244.
 - Губарева Ю. В., Стричко А. В. Концепция норм двигательной активности человека. Modern Science. 2020;5(2):250–253.
 - Самойлова А. М., Малышев Р. А. Состояние здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности школьников на современном этапе. Международный студенческий научный вестник. 2021;6. URL: https://eduherald.ru/ ru/article/view?id=20781
 - Сухарев А. Г., Сергета И. В. Гигиенические аспекты нормирования двигательной активности в свободном времени подростков. Гигиена и санитария. 1994;4:25–29.
 - Устинова Д. В., Хачатурова Н. Л. Оценка двигательной активности и мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой. Сб. мат. V Международная (75 Всероссийская) научно-практическая конференция: Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. Екатеринбург, 2020:724–729.
 
				
			
						
					
						
						
						
									





