Сравнительный анализ методов поиска и идентификации товаров. Традиционные подходы против нейросетевых решений
- Autores: 1
-
Afiliações:
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
- Edição: Volume 1 (2025)
- Páginas: 367-368
- Seção: ЧАСТЬ I. Цифровые технологии: настоящее и будущее
- ##submission.dateSubmitted##: 25.05.2025
- ##submission.dateAccepted##: 11.06.2025
- ##submission.datePublished##: 02.11.2025
- URL: https://clinpractice.ru/osnk-sr2025/article/view/680436
- ID: 680436
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. В современном мире большими темпами развивается область электронной коммерции. По всему миру миллионы людей ежедневно делают тысячи заказов товаров и услуг через сеть Internet. Объемы продаж растут, а вместе с тем растет и потребность в более совершенных и универсальных инструментах управления системами интернет-магазинов. Одной из ключевых и вместе с тем базовых подсистем подобной системы является система поиска товаров. Она позволяет пользователю успешно найти необходимое. Поэтому быстрый и точный поиск товара является одним из важнейших критериев лояльности и доверия пользователя. Это дает повод задуматься над поиском эффективного метода. Но для того, чтобы найти его, нужно провести сравнительный анализ.
Цель — провести сравнительный анализ методов поиска и идентификации товаров.
Методы. Все методы поиска можно разделить на две группы: классические (традиционные) и нейросетевые. К первой группе относятся линейный поиск, бинарный поиск, алгоритм последовательного поиска в тексте, адресный поиск и т. д. Особенностью традиционного метода является использование ключевых слов или метаданных. К достоинствам этого метода относятся простота внедрения и низкие затраты на вычисления. Недостатками традиционных методов являются необходимость в больших объемах данных для обучения, высокая вычислительная сложность.
К нейросетевым методам поиска относятся сверточные нейронные сети (CNN) и рекуррентные нейронные сети (RNN). CNN разработаны для распознавания паттернов и особенностей в данных. Они эффективно обрабатывают многомерные данные, такие как изображения, выделяя важные признаки без необходимости предварительной обработки (рис. 1).
Рис. 1. Архитектура сверточной нейронной сети
RNN разработаны для распознавания закономерностей в последовательностях данных, таких как временные ряды, текст или видео [3]. Отличительная особенность RNN — способность сохранять информацию о предыдущих шагах обработки, что позволяет им учитывать контекст и временные зависимости в последовательностях данных. Преимущества: высокая точность, способность к обучению на больших объемах данных, возможность обработки изображений и текстов. Недостатки: необходимость в больших объемах данных для обучения, высокая вычислительная сложность (рис. 2) [1, 2].
Рис. 2. Архитектура рекуррентной нейронной сети
Результаты. В результате сравнения двух методов оказывается, что нейросетевой метод является более точным. Нейросети используют алгоритмы машинного обучения для выявления сложных закономерностей и предсказаний на основе данных, что позволяет проводить более глубокий анализ. Также они могут быстро анализировать большие объемы данных, подбирать ключевые слова и метатеги, что дает возможность быстрее находить нужную информацию [1, 3].
Выводы. Нейросетевые решения превосходят традиционные подходы по точности и скорости. Их использование позволяет более эффективно осуществлять поиск товаров в системе интернет-магазинов. Основным направлением для дальнейшего исследования будет являться разработка системы поиска с использованием нейросетевых решений.
Texto integral
Обоснование. В современном мире большими темпами развивается область электронной коммерции. По всему миру миллионы людей ежедневно делают тысячи заказов товаров и услуг через сеть Internet. Объемы продаж растут, а вместе с тем растет и потребность в более совершенных и универсальных инструментах управления системами интернет-магазинов. Одной из ключевых и вместе с тем базовых подсистем подобной системы является система поиска товаров. Она позволяет пользователю успешно найти необходимое. Поэтому быстрый и точный поиск товара является одним из важнейших критериев лояльности и доверия пользователя. Это дает повод задуматься над поиском эффективного метода. Но для того, чтобы найти его, нужно провести сравнительный анализ.
Цель — провести сравнительный анализ методов поиска и идентификации товаров.
Методы. Все методы поиска можно разделить на две группы: классические (традиционные) и нейросетевые. К первой группе относятся линейный поиск, бинарный поиск, алгоритм последовательного поиска в тексте, адресный поиск и т. д. Особенностью традиционного метода является использование ключевых слов или метаданных. К достоинствам этого метода относятся простота внедрения и низкие затраты на вычисления. Недостатками традиционных методов являются необходимость в больших объемах данных для обучения, высокая вычислительная сложность.
К нейросетевым методам поиска относятся сверточные нейронные сети (CNN) и рекуррентные нейронные сети (RNN). CNN разработаны для распознавания паттернов и особенностей в данных. Они эффективно обрабатывают многомерные данные, такие как изображения, выделяя важные признаки без необходимости предварительной обработки (рис. 1).
Рис. 1. Архитектура сверточной нейронной сети
RNN разработаны для распознавания закономерностей в последовательностях данных, таких как временные ряды, текст или видео [3]. Отличительная особенность RNN — способность сохранять информацию о предыдущих шагах обработки, что позволяет им учитывать контекст и временные зависимости в последовательностях данных. Преимущества: высокая точность, способность к обучению на больших объемах данных, возможность обработки изображений и текстов. Недостатки: необходимость в больших объемах данных для обучения, высокая вычислительная сложность (рис. 2) [1, 2].
Рис. 2. Архитектура рекуррентной нейронной сети
Результаты. В результате сравнения двух методов оказывается, что нейросетевой метод является более точным. Нейросети используют алгоритмы машинного обучения для выявления сложных закономерностей и предсказаний на основе данных, что позволяет проводить более глубокий анализ. Также они могут быстро анализировать большие объемы данных, подбирать ключевые слова и метатеги, что дает возможность быстрее находить нужную информацию [1, 3].
Выводы. Нейросетевые решения превосходят традиционные подходы по точности и скорости. Их использование позволяет более эффективно осуществлять поиск товаров в системе интернет-магазинов. Основным направлением для дальнейшего исследования будет являться разработка системы поиска с использованием нейросетевых решений.
Sobre autores
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Autor responsável pela correspondência
Email: dronov63@ya.ru
студент, группа ИСТм-43, факультет информационных систем и технологий
Rússia, СамараBibliografia
- Ермоленко Т.В., Самородский И.Е. Анализ эффективности архитектур глубоких нейросетей для классификации изображений товаров // Проблемы искусственного интеллекта. 2022. № 1(24). С. 54–64. EDN: AIHAZQ
- Горячев В.А. Применение сверточной нейронной сети к решению задачи распознавания продуктов питания на изображении // Инновационная наука. 2019. № 5. С. 26–28. EDN: UNPMQS
- Кобелев К.С., Минин Ю.В., Лакомов Д.В., Ковалев С.В. Информационная система распознавания объектов на цифровых изображениях // Информация и безопасность. 2017. Т. 20, № 3. С. 392–401. EDN: ZWPCTB
Arquivos suplementares







