Виртуализация исторической экспозиции «Морозовский зал»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В связи с тем, что в ходе развития общества произошло снижение значимости основных ценностей, которые привносили в общество музеи, выставки, возникла потребность в том, чтобы музеи и выставки выступали в качестве информационного кода, который позволит передать значимую и ценностную для общества информацию, обеспечивающую развитие культуры.

Цель — на основании чертежной документации и физического макета создать визуализацию экспозиции «Морозовский зал» в формате трехмерной модели с эффектом полного погружения, для его дальнейшего масштабирования и виртуализации за счет устройств дополнительной реальности.

Методы. Для разработки виртуальной экспозиции были применены следующие методы трехмерного моделирования:

  • метод построения фигур на основе примитивов;
  • метод моделирования на основе сечений;
  • метод моделирования на основе сплайновой сетки.

Каждый из методов, представленных выше, использовался комплексно или по отдельности для создания разного рода объектов. После чего происходил метод текстурирования, в процессе которого каждому элементу назначался цвет, который на самом деле не является цветом поверхности, а обозначает цвет каркасной структуры. Метод текстурирования включает в себя ряд процессов, от наложения определенного цвета до определения прозрачности или зеркальности. И завершающим этапом стало наложение редакторов материалов, что позволило передать реалистичную текстуру дерева, металла, камня и т. д.

Результаты. Продуктом, лежащим в основе разработки, является трехмерная модель исторической экспозиции «Морозовский зал», которая предназначается для повышения культурной и исторической значимости посредством виртуализации физических экспонатов, экспозиций и выставок. Виртуальная экспозиция предусматривает настройку всех элементов композиции для более точной передачи атмосферы и реализации полного погружения зрителя с помощью устройств дополнительной реальности в историческое прошлое династии Морозовых.

В результате проведенного исследования были реализованы задачи:

  • был проведен сравнительный анализ программного обеспечения;
  • составлен перечень материалов и объектов для детализации;
  • была подобрана схема света, для наилучшего качества видимости;
  • разработана «черновая» концепция экспозиции;
  • разработаны трехмерные модели объектов композиции (рис. 1);
  • разработаны материалы для объектов экспозиции (рис. 2);
  • произведен покадровый рендер экспозиции для создания концептуального видеоролика;
  • разработан детализированный макет с возможностью виртуального погружения (рис. 3).

  

Рис. 1. Трехмерные модели объектов 

 

Рис. 2. Создание материалов с помощью Node 

 

Рис. 3. Финальный вид экспозиции

 

Выводы. В результате была разработана виртуальная трехмерная модель исторической экспозиции «Морозовский зал» с возможностью полного погружения с помощью средств дополнительной виртуальной реальности, а также устройств просмотра трехмерных моделей.

Виртуализация музейной среды предоставляет возможность работникам музеев по-новому демонстрировать музейные коллекции и экспозиции, тем самым способствуя расширению форм музейных коммуникаций, а также предоставляя возможность удерживать постоянных посетителей и привлекать новую аудиторию.

Полный текст

Обоснование. В связи с тем, что в ходе развития общества произошло снижение значимости основных ценностей, которые привносили в общество музеи, выставки, возникла потребность в том, чтобы музеи и выставки выступали в качестве информационного кода, который позволит передать значимую и ценностную для общества информацию, обеспечивающую развитие культуры.

Цель — на основании чертежной документации и физического макета создать визуализацию экспозиции «Морозовский зал» в формате трехмерной модели с эффектом полного погружения, для его дальнейшего масштабирования и виртуализации за счет устройств дополнительной реальности.

Методы. Для разработки виртуальной экспозиции были применены следующие методы трехмерного моделирования:

  • метод построения фигур на основе примитивов;
  • метод моделирования на основе сечений;
  • метод моделирования на основе сплайновой сетки.

Каждый из методов, представленных выше, использовался комплексно или по отдельности для создания разного рода объектов. После чего происходил метод текстурирования, в процессе которого каждому элементу назначался цвет, который на самом деле не является цветом поверхности, а обозначает цвет каркасной структуры. Метод текстурирования включает в себя ряд процессов, от наложения определенного цвета до определения прозрачности или зеркальности. И завершающим этапом стало наложение редакторов материалов, что позволило передать реалистичную текстуру дерева, металла, камня и т. д.

Результаты. Продуктом, лежащим в основе разработки, является трехмерная модель исторической экспозиции «Морозовский зал», которая предназначается для повышения культурной и исторической значимости посредством виртуализации физических экспонатов, экспозиций и выставок. Виртуальная экспозиция предусматривает настройку всех элементов композиции для более точной передачи атмосферы и реализации полного погружения зрителя с помощью устройств дополнительной реальности в историческое прошлое династии Морозовых.

В результате проведенного исследования были реализованы задачи:

  • был проведен сравнительный анализ программного обеспечения;
  • составлен перечень материалов и объектов для детализации;
  • была подобрана схема света, для наилучшего качества видимости;
  • разработана «черновая» концепция экспозиции;
  • разработаны трехмерные модели объектов композиции (рис. 1);
  • разработаны материалы для объектов экспозиции (рис. 2);
  • произведен покадровый рендер экспозиции для создания концептуального видеоролика;
  • разработан детализированный макет с возможностью виртуального погружения (рис. 3).

  

Рис. 1. Трехмерные модели объектов 

 

Рис. 2. Создание материалов с помощью Node 

 

Рис. 3. Финальный вид экспозиции

 

Выводы. В результате была разработана виртуальная трехмерная модель исторической экспозиции «Морозовский зал» с возможностью полного погружения с помощью средств дополнительной виртуальной реальности, а также устройств просмотра трехмерных моделей.

Виртуализация музейной среды предоставляет возможность работникам музеев по-новому демонстрировать музейные коллекции и экспозиции, тем самым способствуя расширению форм музейных коммуникаций, а также предоставляя возможность удерживать постоянных посетителей и привлекать новую аудиторию.

×

Об авторах

Александр Максимович Дмитриев

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: shipuchka.ad@yandex.ru

Филиал, студент, группа ЭИ-21

Россия, Сызрань

Дарья Владимировна Садова

Самарский государственный технический университет

Email: sadova_daria@mail.ru

Филиал, студентка, группа ЭИ-22

Россия, Сызрань

Арина Андреевна Прасолова

Самарский государственный технический университет

Email: prasolovarina2003@gmail.com

Филиал, студентка, группа ТБ-23

Россия, Сызрань

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Трехмерные модели объектов
Скачать (559KB)
3. Рис. 2. Создание материалов с помощью Node

Скачать (100KB)
4. Рис. 3. Финальный вид экспозиции

Скачать (167KB)

© Дмитриев А.М., Садова Д.В., Прасолова А.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.