Дальний Восток и перспективы судоходных операций Добровольного флота
- Авторы: Барышников М.Н.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Институт истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
 
 - Выпуск: № 3 (2023)
 - Страницы: 159-147
 - Раздел: Статьи
 - URL: https://clinpractice.ru/0131-2812/article/view/675330
 - DOI: https://doi.org/10.31857/S013128120025966-3
 - ID: 675330
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуется роль Добровольного флота в развитии судоходства между европейскими и дальневосточными регионами России в 1891-1914 гг. В статье представлена первая комплексная оценка эффективности государственного судоходного предприятия и внесен вклад в оценку коммерческих показателей морских грузовых и пассажирских перевозок в Российской империи. Эмпирический анализ демонстрирует устойчивую взаимосвязь между государственной поддержкой и стабильностью каботажных операций. Вместе с тем я нахожу, что рост доходности государственной компании был в основном обусловлен увеличением прибыли от перевозки коммерческих грузов. Используя архивные документы, корпоративную статистику и думские дебаты, показывается, что попытки увеличить объемы и активность межрегиональных перевозок привели к серьезным изменениям в принципах государственного регулирования; что истоки реформы лежали в желании поддержать скорее грузовые, а не пассажирские перевозки; что реформа характеризовалась сотрудничеством между чиновниками и деловыми кругами; что законодательные акты (1892, 1902, 1912, 1914 гг.), хотя и несовершенные в некоторых отношениях, создавали основы для будущего государственно-частного партнерства. Это согласуется с выводами о том, что развитие транспортного бизнеса в значительной степени определялось увеличением доходов вследствие преобразований в инфраструктурном секторе России, региональными новациями правительства и частными интересами, связанными с процессами трансграничного торгового взаимодействия. Приведенные данные подтверждают аргументы в пользу того, что государственная поддержка могла ускорять преобразования в судоходном бизнесе и способствовать коммерческой ориентации в деятельности государственной компании.
			                Ключевые слова
Об авторах
Михаил Николаевич Барышников
Институт истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
														Email: pdvjournal@mail.ru
				                					                																			                												                								Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48						
Список литературы
- Бянкин В.П. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке в эпоху капитализма и первые годы советской власти (1860–1925 гг.). Владивосток: Дальневосточное книжное издательство. 1979. 256 с.
 - Временное положение о Добровольном флоте. СПб., 1896
 - Добровольный флот. Правление. Отдел коммерческий. Статистика движения грузов и пассажиров. 1912 г.
 - Добровольный флот. Срочные рейсы. 1913.
 - Добровольный флот. Срочные рейсы. 1915.
 - Документы Российского государственного исторического архива (РГИА).
 - Кази М.И. Добровольный флот и Русское общество пароходства и торговли перед государством. СПб.: Типография Р. Голике, 1888. 74 с.
 - Козлова М.Г. Российское консульство в Сингапуре (конец XIX — начало ХХ в.) // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 5. С. 31–42
 - Отчет Комитета Добровольного флота за 1902 год. СПб., 1903.
 - Поггенполь М. Очерк возникновения и деятельности Добровольного флота за время XXV-ти летнего его существования. СПб.: Типография А. Бенке, 1903. 284 с.
 - Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота/ авторский коллектив: В.П. Пузырев (руководитель), В.Д. Скугарев, А.В. Басов, Н.Ю. Березовский, В.Г. Реданский. М.: «Согласие», 1995. 564 с.
 - Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1902 г. СПб., 1902.
 - Русское судоходство. 1911. № 12.
 - Русское судоходство. 1912. № 5.
 - Русское судоходство. 1912. № 9.
 - Спасский П.Х. История торговли и промышленности в России. Том 2. Выпуск 9. Торговое мореплавание. СПб.: Издание П.Х. Спасского, 1913. 35 с.
 - Указатель действующих в империи акционерных предприятий / под общей редакцией В.А. Дмитриева-Мамонова. СПб., 1903.
 - Федоров Е. Михаил Ильич Кази. Биографический очерк. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1897. 67 с.
 - Хамзин И.Р. Система морского транзита русско-китайской торговли в 80–90 е годы XIX века // Вестник Пермского университета. 2022. История. № 2. С. 154–165
 - Яровой В.В. Добровольный флот. СПб.: «Галея-Принт», 2010. 156 с.
 - Austin G., Dávila C., Jones G. (2017). The Alternative Business History: Business in Emerging Markets // Business History Review. Vol. 91. No. 3 (a special issue on methodologies). Pp. 537–569.
 - Hörisch J., Freeman R.E., Schaltegger S. (2014). Applying stakeholder theory in sustainability management: links, similarities, dissimilarities, and a conceptual framework // Journal Organization and Environment. 2014. Vol. 27. No. 4. Pp. 328–346.
 - Sakon Y. (2022). The Launch of the Volunteer Fleet: Late Imperial Russia and the “Empire Route” // Asian Review of World Histories. 2022. Vol. 10. No. 2. Pp. 182–204.
 
Дополнительные файлы
				
			
						
						
						
					
						
									



