Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий
- Авторы: Лукина А.А.1, Мальцева В.А.1, Розенфельд Н.Я.1
-
Учреждения:
- Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики»
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 109-124
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://clinpractice.ru/0132-1625/article/view/673685
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524010109
- ID: 673685
Цитировать
Аннотация
В статье на данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии» рассматриваются паттерны субъективной социальной мобильности выпускников российских вузов. Анализ динамики субъективных статусов, измеренных по шкале десятиступенчатой «социальной лестницы», показал, что выпускники вузов чаще остальных ощущают статусный переход вниз и не характеризуются более выраженной восходящей мобильностью или воспроизводством высокого статуса; при этом для них более характерно сохранение средних статусных позиций. Это означает, что с позиции субъективного восприятия высшее образование, во-первых, не закрепляет статусные привилегии в молодежной когорте, а во-вторых, не всегда играет роль социального лифта. Анализ паттернов мобильности в разрезе траекторий на пути в высшее образование показал, что выпускники вузов, ранее окончившие ссуз, характеризуются воспроизводством высокого статуса. С точки зрения отличий динамики субъективных статусов в короткой (бакалавриат) и длинной (магистратура) траекториях последняя оказалась более «рискованной»: выпускники магистратуры чаще перемещаются либо вверх, либо вниз по социальной лестнице. Короткие же траектории в большей мере характеризуются статусным воспроизводством. Результаты исследования предлагают новые эмпирические основания для проблематизации рассмотрения высшего образования как «однородного» уровня образования, а также однозначности его работы как социального лифта на пути к социальной мобильности.
Полный текст

Об авторах
Анастасия Андреевна Лукина
Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aalukina@hse.ru
младший научный сотрудник
Россия, МоскваВера Андреевна Мальцева
Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики»
Email: vamaltseva@hse.ru
кандидат экономических наук, доцент, директор Центра развития навыков и профессионального образования
Россия, МоскваНаталья Яковлевна Розенфельд
Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики»
Email: nrozenfeld@hse.ru
стажер-исследователь
Россия, МоскваСписок литературы
- Вебер М. Класс, сословия, партии (фрагменты из книги «Хозяйство и общество») // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5. № 1–2 (15–16). С. 139–156.
- Гимпельсон В. Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал ВШЭ. 2019. № 2. С. 185–237.
- Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. Эволюция структуры рабочих мест в России: поляризация, улучшение, застой? // Вопросы экономики. 2023. № 1. С. 59–85.
- Епихина Ю. Б. Благополучие как показатель субъективной мобильности // Мир России. Социология. Этнология. 2023. Т. 32. № 3. С. 97–118.
- Загирова Ф. Р., Романенко К. Р., Макарьева А. Ю. «И все такие разные». Академическая неоднородность студентов: анализ, восприятие, практики Вып. 4(25). М.: НИУ ВШЭ, 2019.
- Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда?: препринт WP3/2021/03/. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
- Лукина А. А. Образовательные траектории студентов первого поколения как кейс неравенства в высшем образовании // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 133–160.
- Лукьянова А. Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 14. № 3. С. 326–348.
- Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. Вып. 7(67): Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
- Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42.
- Мальцева В. А., Розенфельд Н. Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 99–148.
- Мареева С. В., Слободенюк Е. Д., Аникин В. А. Толерантность к социальным неравенствам в эпоху неопределенности в России: важна ли субъективная мобильность? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 39–60.
- Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Солнцев С. А., Травкин П. В. Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 161–190.
- Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Солнцев С. А., Травкин П. В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69–92.
- Рощин С. Ю. и др. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
- Рощин С. Ю. и др. Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. М.: НИУ ВШЭ, 2023.
- Тихонова Н. Е. Межгенерационное воспроизводство профессиональных статусов и классовой принадлежности в современном российском обществе // Вопросы теоретической экономики. 2021. № 2. С. 61–78.
- Тихонова Н. Е. Модель субъективной стратификации российского общества и ее динамика. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2018a. № 1–2(126). С. 17–29.
- Тихонова Н. Е. Стратификация по жизненным шансам массовых слоев современного российского общества. Социологические исследования, 2018b. № 6(6). С. 53–65.
- Чиркина Т. А., Гусейнова А. Г. Социальная дифференциация образовательных планов при поступлении в вузы: информационный бюллетень / Под ред. Я. И. Кузьминова. Вып. 12. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
- Altonji J. G., Zhong L. The Labor Market Returns to Advanced Degrees // Journal of Labor Economics. 2021. No. 39(2). P. 303–360.
- Cheng S. A life course trajectory framework for understanding the intracohort pattern of wage inequality // American Journal of Sociology. 2014. No. 120(3). P. 633–700.
- Duru-Bellat M., Kieffer A. Objective/subjective: The two facets of social mobility // Sociologie du travail. 2008. No. 50(4). P. e1-e18.
- Gugushvili A. Why do people perceive themselves as being downwardly or upwardly mobile? // Acta Sociologica. 2021. No. 64(1) P. 3–23.
- Jackman M., Jackman R. An Interpretation of the Relation Between Objective and Subjective Social Status // American Sociological Review. 1973. Vol. 38 (October).
- Kelley J., Evans M. D.R. Class and Class Conflict in Six Western Nations // American Sociological Review. 1995. No. 60. P. 157–178.
- OECD. Broken Social Elevator?: How to Promote Social Mobility. OECD Publishing, 2018.
- Wakeling P., Laurison D. Are postgraduate qualifications the ‘new frontier of social mobility’? // The British Journal of Sociology. 2017. Vol. 68. No. 3. P. 533–555.
- Yastrebov G., Kosyakova Y., Kurakin D. Slipping Past the Test: Heterogeneous Effects of Social Background in the Context of Inconsistent Selection Mechanisms in Higher Education // Sociology of Education. 2018. Vol. 91. No. 3. P. 224–241.
Дополнительные файлы
