Разбитое окно Овертона. Цивилизационный транзит и постколониальность
- Авторы: Неклесса А.И.1
-
Учреждения:
- Институт Африки РАН
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 19-39
- Раздел: Современное прочтение тектологии А. Богданова
- URL: https://clinpractice.ru/0869-0499/article/view/676201
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869049924040023
- EDN: https://elibrary.ru/ZHNXLB
- ID: 676201
Цитировать
Аннотация
В антропологическом космосе во всех сферах деятельности: политической и экономической, социальной и культурной, происходят существенные качественные и количественные перемены. Меняются демографическая размерность и этно-расовый баланс населения Земли. Данное состояние можно охарактеризовать как цивилизационный транзит. Социогуманитарные дисциплины также оказались в ситуации эпистемологического поворота: расширяется сфера исследований, модифицируется методологический инструментарий. Проанализированы аспекты этой универсальной трансформации. Методологической основой исследования выступила теория сложных систем. Образуемые человеческой популяцией формы организации («мироустройство», «мировой порядок») рассматриваются как сложная динамическая система. Ее развивающаяся во времени и пространстве эволюция нелинейна – периодически она переживает состояния хаотизации организации, образуя затем новые порядки. Отмечено, что зонтичная категория постколониальности становится рамочным понятием для процессов, которые разворачиваются на территориях как мирового Севера, так и глобального Юга («мировое большинство»). Состояние постколониальности, подобно постсовременности и посткоммунизму – это транзитная среда, которая преодолевает многообразные формы природной/социальной угнетенности. Она представляет собой переходной этап к сложноорганизованному мироустройству, определяющей характеристикой которого выступает суверенная личность.
Полный текст

Об авторах
Александр Иванович Неклесса
Институт Африки РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: neklessa@intelros.ru
ORCID iD: 0000-0002-7943-6856
старший научный сотрудник, руководитель группы «Север – Юг» Центра цивилизационных и региональных исследований; председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН
Россия, МоскваСписок литературы
- Африка: постколониальный дискурс. Коллективная монография (2020) Ред.: Гавристова Т.М., Хохолькова Н.Е. М.: Институт Африки РАН. 248 c.
- Боулс Ч. (1956) Новые проблемы мира. Вып. 2. Moscow: Изд. Иностранной литературы. 206 с.
- Св. Иустин-философ и мученик (1995) Послание к Диогнету // В: Творения. М.: Паломник: Благовест. С. 384–386.
- Маркс К. (1955) Тезисы о Фейербахе // В: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М.: Госполитиздат. С. 1–4.
- Маркс К., Энгельс Ф. (1955) Немецкая идеология // В: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М.: Госполитиздат. С. 7–544.
- Неклесса А.И. (2006) Культура смерти // Азия и Африка сегодня. № 2. С. 3–11.
- Неклесса А.И. (2013) Прыжок лягушки. Кризис мировидения // СИНЛА/ИНТЕЛРОС. № 1. 44 с.
- Неклесса А.И. (2018) Кризис истории. Мир как незавершенный проект // Полис. Политические исследования. № 1. С. 80–95. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.01.06
- Неклесса А.И. (2019) Мускулы войны и нервы мира: гибридная метаморфоза. Методологические и прогностические аспекты постсовременного общежития // Полис. Политические исследования. № 4. С. 149–164. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.04.11
- Неклесса А.И. (2021) Цивилизация как процесс: мультиплицированные субъекты Постмодерна // Полис. Политические исследования. № 5. С. 39–55. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.04
- Неклесса А.И. (2022) Постколониальность как фрактальный извод постсовременности: предмет, методология, прогноз // Полис. Политические исследования. № 2. С. 130–144. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.02.10
- Неклесса А.И. (2023) Три глобуса Ойкумены. Эволюционная траектория антропологического космоса // ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия. Специальный выпуск «Эволюция». С. 4–25.
- Саид Э. (2012) Культура и империализм. СПб: Владимир Даль. 734 с.
- Сийес Э.-Ж. (2003). Что такое третье сословие? Аббат Сийес: от Бурбонов к Бонапарту. СПб: Алетейа. 64 с.
- Тлостанова М. (2020) Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация // Новое литературное обозрение. № 1. С. 66–84.
- Хокинг С., Млодинов Л. (2022) Высший замысел. М.: АСТ. 256 c.
- Ясперс К. (1991) Смысл и назначение истории. М.: Политиздат. 527 c.
- Attali J. (1990) Lignes d’horizons. Paris: Fayard. 214 p.
- Beck U. (1992) Risk Society: Towards a New Modernity. London: Sage Publications. 260 р.
- Biko S. (2002) I Write What I Like: Selected Writings. Chicago: University of Chicago Press. 216 p.
- Eisenstadt S. (1966) Modernization, Protests and Change. Hoboken: Prentice Hall. 166 p.
- Eisenstadt S. (2000) Multiple Modernities // Dædalus. Journal of the American Academy of Arts and Sciences. Vol. 129. Pp. 1–29.
- Foucault M. (1979) Discipline and Punish: The Birth of the Prison. New York: Vintage Books. 333 p.
- Mafeje A. (1995). “Benign” Recolonization and Malignant Minds in the Service of Imperialism // CODESRIA Bulletin. No. 2. Pp. 17–20.
- Mamdani M. (1996) Citizen and Subject: Contemporary Africa and the Legacy of Late Colonialism.Princeton. New Jersey: Princeton University Press. 353 p.
- Mazrui А. (1994) Global Africa: From Abolitionists to Reparationists // African Studies Review. Vol. 37. No. 3. Pp. 1–18. https://doi.org/10.2307/524900
- Mazrui A. (1999) From Slave Ship to Space Ship: Africa between Marginalization and Globalization // African Studies Quarterly. Vol. 2. No. 4. Pp. 5–11.
- Mbembe A. (2017) Afropolitanism // In: Cosmopolitanisms. Ed(s): Robbins B. New York: NYU Press. Pp. 102–107.
- Mignolo W. (2011) The Darker Side of Western Modernity: Global Futures, Decolonial Options. Durham: Duke University Press. 458 p. https://doi.org/10.1215/9780822394501
- Quijano А. (2010) Coloniality and Modernity/Rationality // In: Globalization and the Decolonial Option. Ed(s): Mignolo W., Escobar A. London, New York: Routledge. Pp. 22–32.
- Rosenblum B., Kuttner F. (2011) Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness. New York: Oxford University Press. 281 p.
- Sauvy A. (1952) Trois mondes, une planete // L’Observateur politique, economique et litteraire. No. 118. 14 p.
- Tuakli-Wosornu T. (2008) Bye-bye, Babar (Or: What Is an Afropolitan?) // The International Review of African American Art. Vol. 22. No. 3. Pp. 36–38.
- Wallerstein I. (1991) Does India Exist? // In: Wallerstein I. Unthanking Social Science. Cambridge: Polity Press. Pp. 130–134.
