


№ 1 (2024)
Социальная философия
Развитие в ретроспективе: историко-феноменологический анализ
Аннотация
Статья посвящена развитию как понятию и явлению в исторической ретроспективе. Развитие в его современном понимании стало наблюдаемым фактом и осознанной идеей не ранее второй половины XVIII в. Как показывают результаты анализа данных по Средневековью, Древнему миру и эпохе первобытного общества, развитие редко присутствует в истории и практически отсутствует в доистории. Наметившиеся тенденции в мировой экономике и демографии позволяют говорить о снижении темпов роста и замедлении развития. Уподобление в этом отношении постмодерна премодерну способно вывести развитие из числа значимых ценностей и целей общества, так что встает вопрос о возможных его альтернативах.



Экологическая критика капитализма: главный козырь левых или «яблоко раздора»?
Аннотация
Оценены перспективы экологической критики капитализма, которая стала наиболее важной и актуальной частью дискурса для многих левых теоретиков. Они считают, что экологический кризис обнажает наиболее уязвимые стороны капиталистической системы, а также ставит перед человечеством выбор между катастрофой и социал-демократическими преобразованиями или социалистической революцией. Представлена критика точки зрения, согласно которой экологический кризис может объединить левые политические силы в борьбе за посткапиталистическое будущее. Напротив, можно говорить о том, что актуализация экологических тематик способствует появлению новых расколов среди левых теоретиков. Рассмотрен один из наиболее примечательных подобных расколов: между сторонниками «зеленого» роста (авторами проектов «зеленых новых курсов») и идеологами дероста / построста. Полемика между ними свидетельствует о внутренней противоречивости попыток сочетать классовую борьбу со стремлением максимально сохранить природу. Сложная ситуация, с которой сегодня столкнулось человечество, требует мучительного выбора между материальным благополучием максимального количества людей и сохранением природы. Иными словами, попытки поставить экологическую критику капитализма во главу угла левой политической теории приводят лишь к неразрешимым ценностным противоречиям. В такой ситуации консенсус среди всего разнообразия левых теоретиков не представляется возможным.



Трибуна молодого ученого
Шиитские вооруженные формирования как средство укрепления влияния Ирана в Ираке
Аннотация
Рассмотрены характерные особенности проиранских шиитских вооруженных формирований, которые выступают как влиятельные негосударственные акторы (НГА) в основных сферах деятельности иракского государства. Использованы методологические наработки, полученные в результате исследований проблемы НГА. В.В. Наумкин и В.А. Кузнецов отмечают существование устойчивой академической традиции государство-центричного подхода к проблеме их типологизации. Данный подход основан на том факте, что НГА определяют и выстраивают свои действия, ориентируясь в той или иной степени на государство[1]. Подобные формирования имеют политическое крыло и бюрократический аппарат для участия в жизни государства не только в качестве альтернативных армии и полиции силовых структур. Они также играют роль парламентских сил и экономических субъектов, активных в том числе и в теневом секторе экономики. Созданные в свое время при значимом участии иранских спецслужб, шиитские военизированные группировки стали эффективным инструментом влияния Ирана в стране. Исследование показало усиление их воздействия на правительство Ирака. Влияние Ирана проявляется в переходе от противостояния проамериканскому премьер-министру М. аль-Казыми (2020–2022 гг.) к своеобразной «симфонии» – гармонии и сотрудничеству при сменившем его премьере проиранской ориентации М. ас-Судани. Данный фактор отражается не только на внутриполитической ситуации, но и на региональном балансе сил на Ближнем Востоке.
[1] Наумкин В.В., Кузнецов В.А. (2020) К вопросу о типологизации негосударственных акторов на Ближнем Востоке // Мировая экономика и международные отношения. № 6. С. 105.



Конфликт интересов на государственной службе: факторы эффективного регулирования
Аннотация
Проанализирована эффективность регулирования конфликта интересов на государственной службе как одного из направлений антикоррупционной политики. Меры его регулирования, которые лежат в основе национальных антикоррупционных законодательств, определяют две модели – модель профессиональной культуры и модель запретов. В рамках первой из них предусмотрено повышение профессиональных стандартов для государственных служащих, вторая включает в себя строгие запреты и юридические санкции. Определены факторы, которые обеспечивают эффективность регулирования конфликта интересов на государственной службе. Проведен регрессионный анализ на основе данных, которые используют для формирования международных индексов восприятия коррупции и качества институтов, а также собранной базы стран по моделям регулирования конфликта интересов. Полученные результаты могут быть применены для разработки рекомендации в целях формирования эффективного антикоррупционного регулирования.



Европейская безопасность
Оборонное планирование НАТО в новых военно-политических условиях
Аннотация
Представлен анализ военно-политических предпосылок текущей трансформации Североатлантического альянса (НАТО). Ухудшение отношений между Россией и государствами – членами НАТО получило новый стимул с началом боевых действий на Украине, которые сопровождаются массовыми поставками западных систем вооружений Киеву. В результате в НАТО началась реконфигурация всей системы принятия военно-политических решений и оборонного планирования. Североатлантический альянс возвращается к своей первоначальной миссии – противодействию советской, а затем и российской «угрозе». В то же время НАТО декларативно не выступает стороной вооруженного конфликта на Украине. Проанализированы реакция и действия НАТО в связи с украинским кризисом и началом специальной военной операции (СВО), в том числе планы руководства альянса на будущее. Отмечено, что ряд процедур и требований в системе оборонного планирования альянса в краткосрочной и среднесрочной перспективе были упрощены. Детально рассмотрен и схематично представлен полный цикл оборонного планирования НАТО, дан прогноз его дальнейшей эволюции.



Роль Германии как «рамочного государства» НАТО
Аннотация
В отличие от предшественниц, ФРГ использовала свой военный потенциал не как нация-государство, а как участница многосторонних военных структур. Одновременно она сохраняла державные амбиции. Сочетание двух тенденций привело к феномену использования бундесвера в качестве средства, которое обеспечивало Германии возможность стать «рамочным государством» (ведущим государством-комплектатором) при развертывании различных многонациональных группировок. Изучены случаи выполнения этой роли контингентами Германии в зонах нестабильности на Балканах в 1990-е гг., в Афганистане, Ливане и Мали в XXI в. Рассмотрены обусловленные состоянием бундесвера ограничители для выполнения им задач ФРГ как «рамочной нации». Исследуются особенности принятия ФРГ данных функций для сил быстрого реагирования, сил передового развертывания НАТО на фоне развития конфронтации Запада и РФ. Сделаны выводы о политическом значении каждого кейса для изменения позиций Германии в Европе и мире.



Мировая экономика
Транснациональный бизнес в условиях геоэкономической фрагментации
Аннотация
Формирование полицентричной системы международных отношений ведет к геоэкономической фрагментации международной торговли. Межгосударственные противоречия создают специфические риски для международного бизнеса. В ходе выстраивания «нового» миропорядка транснациональные корпорации сталкиваются с угрозами нарушения глобальных цепочек поставок, усилением политики протекционизма, введением несогласованных стандартов и распространением нерыночных ограничений в области инвестиций, технологий, доступа к зарубежным рынкам. Предпринята попытка проанализировать, как современные международные противоречия влияют на стратегические подходы ТНК. Рассмотрены общие аспекты фрагментации мировой экономики и вероятные пределы этого процесса. Изучены экономические вызовы в работе международного бизнеса, а также политические и репутационные риски, в том числе на примере Российской Федерации. Сделан вывод о том, что в результате межгосударственных конфликтов корпоративному сектору приходится занимать определенные политические позиции. Следовательно, возникает новый неэкономический фактор влияния на стратегический менеджмент транснациональных компаний.



Большие данные как источник рыночной власти цифровых платформ
Аннотация
Большие данные активно используются цифровыми платформами на многосторонних рынках, для которых характерен достаточно высокий уровень монополизации. Проведен анализ больших данных как источника рыночной власти цифровых платформ. Рассмотрены характеристики больших данных как экономического ресурса, приведены аргументы для классификации определенных их категорий (например, исторических данных) как клубных благ. Вопросы использования больших данных цифровыми платформами уже становились объектом антимонопольных разбирательств. На основе анализа результатов данных расследований, а также обзора научной литературы показано, как цифровые платформы посредством больших данных усиливают свою рыночную власть. Например, большие данные позволяют применить стратегию ценовой дискриминации. Помимо этого, их использование увеличивает барьеры для входа на рынок новых платформ (отсутствие доступа к данным, потребность в инвестициях в оборудование для их хранения и обработки, а также необходимость найма квалифицированных сотрудников). Кроме того, цифровые платформы с помощью больших данных могут переносить власть с одного рынка на другой и создавать дискриминационные условия. В ходе исследования предложены рекомендации для антимонопольного регулирования деятельности цифровых платформ в России. Рассмотрены структурные альтернативы регулирования: введение требований по раскрытию больших данных в обезличенном формате, создание рынка доступа к ним, введение ограничений на отдельные способы их формирования и использования (по аналогии с новым регулированием в ЕС).



Германские исследования
Восточные немцы в политических элитах объединенной Германии: проблема недопредставленности
Аннотация
Исследована низкая представленность восточных немцев в элитах ФРГ. Спустя более чем тридцать лет после объединения Германии доля выходцев из ГДР на высших позициях в политической системе государства ниже, чем их доля в населении страны. Предпринята попытка найти исторические предпосылки преобладания на руководящих должностях выходцев из Западной Германии, проанализировать долю населения новых земель в различных элитных группах, выявить факторы, которые способствуют проникновению восточных немцев в политические элиты. На основании большого объема данных сделан вывод о том, что даже в политических элитах восточные немцы представлены неравномерно. Их вхождению в элиты способствуют такие факторы, как территориальный принцип и демократическая форма рекрутирования (выборы). Источниками для исследования стали статические материалы, опубликованные немецкими учеными, а также массив данных политических элит ФРГ, собранный автором вместе с коллегами и ранее не введенный в оборот ни в отечественной, ни в зарубежной науке. База данных включает в себя количественную информацию о 736 членах бундестага, 17 членах федерального правительства, 173 членах земельных правительств, 59 статс-секретарях за период до 16 ноября 2023 г.



Антивоенные силы ФРГ в 2022–2023 гг.: возможен ли их союз?
Аннотация
Еще несколько лет назад считалось, что антивоенное движение, представлявшее реальную силу в эпоху ядерного противостояния двух военных блоков, неадекватно в борьбе с новыми угрозами – локальными войнами и исламским терроризмом. Возрождение движения весной 2022 г. политические власти ФРГ и ведущие СМИ встретили враждебно, несмотря на его первоначальную видимую безобидность для официального курса страны в украинском кризисе. Однако в 2022 г. начались антивоенные общественные инициативы, которые в феврале 2023 г. переросли в массовую демонстрацию за мир, активизировались также т. н. «пасхальные марши». Эти мероприятия показали, что антивоенное движение обладает широким электоральным потенциалом и могло бы оформиться в политическую силу или по крайней мере в союз определенных сил на общей антивоенной платформе.
Представлен анализ современных немецких антивоенных сил и исследованы возможности их ситуативного союза со сторонниками левого и правого популизма. Цель исследования – определить внутриполитическую релевантность подобных союзов. Сделан вывод о том, что на сегодняшний день подобный временный союз хрупок и может быть разрушен. Актуальность исследования обусловлена значимостью антивоенной тематики для идентичности современной Германии, а также геополитической ролью этой страны в соотношении сил современного Запада.


