


№ 5 (2024)
Специальная тема номера: Горские евреи: идентичность, многоязычие, история изучения группы (отв. ред. – С.Н. Амосова)
Горские евреи: от истории локальных групп к транснациональной истории
Аннотация
Настоящая статья представляет собой введение к специальной теме номера: “Горские евреи: идентичность, многоязычие, история изучения группы”, в которую вошли статьи Д.В. Сеня, В.И. Колесова, С.Н. Амосовой, А.Г. Агабабян, Л.М. Дрейера, И.В. Кузнецова и Р.Ш. Кузнецовой. Тема посвящена субэтнической еврейской группе, проживавшей дисперсно на Кавказе и в Закавказье, а сейчас являющейся транснациональной группой. За последние несколько десятилетий горские евреи пережили процессы активной миграции и адаптации в новых местах проживания, экономические и социальные изменения. Основная проблематика статей специальной темы номера: этническая идентичность горских евреев, их многоязычие и отношение к своему языку.



Горские евреи Северо-Кавказского края в условиях (пере)конструирования группы: 1920-е – начало 1930-х годов
Аннотация
В статье анализируется политика советской власти по расселению и землеустройству в Моздокском и Степновском районах Терского округа Северо-Кавказского края нескольких групп горских евреев. Выявляются цели и задачи (экономические и политические), а также этапы соответствующих переселенческих мероприятий 1920-х – начала 1930-х годов. Выявляются происхождение и количественный состав нескольких групп горских евреев, активно вовлекаемых различными органами власти и другими структурами в расселение по территории Терского округа. Исследование позволило установить существенную роль краевых отделений Общества по земельному устройству еврейских трудящихся и Комитета по земельному устройству еврейских трудящихся в процессах освоения горскими евреями выделенных им участков в Терском округе. По итогам проведенного исследования существенно уточнен групповой состав (происхождение и пр.) горских евреев, участвовавших в создании (моно)еврейских поселений на территории Северо-Кавказского края.



О локальных группах горских евреев Кавказа: на примере гъубонигьо – джегонасских горских евреев
Аннотация
В статье ставится вопрос о перспективности изучения локальных групп, входящих в более крупные общности. В качестве таковой общности выступают горские евреи Кавказа, а анализируемой локальной группой – джегонасские евреи, гъубонигьо (кубанские). Рассматриваются различные параметры групповой организации: локальная идентичность и ее сочетание с иными идентификационными моделями, религиозность, элементы материальной культуры (жилище, система питания, костюмный комплекс) и традиционной хозяйственной деятельности (кожевничество и меновая торговля). Прослеживается история от формирования группы в начале XIX в. до ее фактического исчезновения в середине XX в. Делаются выводы об определенной специфике выделяемой группы по всем вышеназванным параметрам.



Горско-еврейская община Дербента: к проблеме самоидентификации
Аннотация
В статье рассматриваются формы горско-еврейской идентичности на примере одной из крупных общин горских евреев – дербентской. В отличие от многих других еврейских сообществ горские евреи сохранили представление о внутреннем делении на этнотерриториальные и диалектные группы, в связи с чем существует множество стереотипов и автостереотипов, которые остаются важными в различных областях жизни этой этнической группы. Будут рассмотрены следующие аспекты: какие группы и подгруппы сейчас выделяют носители традиции, какие в отношении этих групп существуют стереотипы и автостереотипы, пути их формирования, а также те сферы, где эти стереотипы значимы. Дербентская группа оказывается центральной в географическом плане, и в связи с этим воспринималась многими горскими евреями как “образец” традиции и языка.



О многоязычии у горских евреев Кавказа
Аннотация
Для транснационального сообщества горских евреев во главе с общинными лидерами и активистами на сегодняшний день первоочередной остается задача спасения “родного” языка от угрожаемого в будущем исчезновения. На этом фоне из официального дискурса выпадает феномен варьируемого многоязычия (полиглоссии), который не просто отразился на горско-еврейском лингвистическом репертуаре за время проживания на Северо-Восточном и Северо-Западном Кавказе, но и составляет неотъемлемую часть артикулируемой языковой идентичности всех без исключения локальных групп. В статье, основанной на письменных источниках и собранных в течение нескольких полевых сезонов (2019–2023) материалах, предпринимается попытка детального описания и анализа многоязычия горских евреев; акцент делается на конкретной социальной, религиозной, бытовой и профессиональной функциональности этого феномена.



Этнография горских евреев по материалам экспедиции 1994 г.
Аннотация
Почти 30 лет назад состоялась совместная российско-израильская экспедиция, работавшая в местах проживания горских евреев в Азербайджане и Дагестане. Собранный в ходе нее этнографический материал долгое время оставался невостребованным. Статья восполняет этот пробел. В отличие от уже имеющихся описаний (И. Черного, М. Бежанова, И.Ш. Анисимова, М.М. Ихилова и др.) данные примерно из десятка интервью с местными жителями, проведенных сотрудниками экспедиции, позволяют по-новому взглянуть на этнографию горских евреев. Прежде исследователи стремились решить для себя вопрос происхождения этой группы и вольно или невольно уделяли основное внимание сохранности “общеиудейского” компонента в ее культуре. Материал 1994 г. показывает множество микротрадиций у различных локальных общин горских евреев, что способствует прояснению того, как они столетиями сосуществовали с инорелигиозным населением.



Исследования миграции и мигрантов
Агентность детей в миграционных стратегиях и сценариях интеграции
Аннотация
В статье в формате кейс-стади рассматриваются различные формы агентности детей в миграционных стратегиях и сценариях. Работа состоит из двух разделов, основанных на интервью и полевых наблюдениях при работе с семьями мигрантов в российском мегаполисе. В первом разделе рассматривается роль детей в принятии решений относительно образования и страны проживания в контексте семейной миграции. На примере нескольких кейсов рассматривается, как препятствия в доступе к образованию влияют на агентность детей и как их выбор вписывается в рамки семейных обязательств. Во втором разделе анализируется одна из практик включения детей в русскоязычные сообщества – приобретение “русского” имени, – которая наблюдалась в образовательной среде.



Студенты в “сети”: социальные медиа как актор сборки “сетевых пространств” образовательных мигрантов в Иркутске
Аннотация
Данная статья посвящена изучению повседневных онлайн- и офлайн-практик, осуществляемых транслокальными (россиянами) и трансграничными (китайцами) студентами-мигрантами в Иркутске. Основываясь на идее, предложенной Д. Ло, о разделении “евклидова” и “сетевого” пространств, мы попытались объяснить, как участие студентов-мигрантов в разнообразных цифровых сообществах и группах выстраивает и стабилизирует различные сети отношений, как определяет их повседневные практики в месте пребывания. Мы показываем, что для китайских студентов участие в группах социальных медиа становится основой формирования их “сетевого пространства”. Для россиян социальные сети служат лишь дополнением к офлайн-практикам, по сути, играют обслуживающую роль при выстраивании “сетевого пространства”. Таким образом, ежедневно находясь физически в одних и тех же местах (“евклидово пространство”), иногородние и иностранные студенты воспринимают и потребляют их по-разному, так как одновременно пребывают в различных “сетевых пространствах”.



Мигранты меняющиеся и меняющие: транслокальность и “социальные переводы” на примере дагестанского села Сивух
Аннотация
Статья посвящена влиянию внутренних мигрантов на социальные отношения в отправляющем сообществе. Анализ базируется на теориях транслокальности и “социальных перечислений”. Объектом исследования является транслокальное сообщество дагестанского села Сивух. Исследование основано на результатах полевой работы, проводившейся в 2022 г. в Сивухе, а также в Санкт-Петербурге, Махачкале, Хасавюрте, и охватывавшей жителей и выходцев из села, в том числе мигрантов первого и второго поколения. Анализ показал, что городской контекст, а также отсутствие дискриминации способствуют более интенсивной интеграции мигрантов в принимающее сообщество, что в условиях сохранения транслокальности ведет к формированию лучших условий для генерации ими “социальных перечислений”. Наиболее активно генерируют “социальные перечисления” молодые образованные мигранты и мигранты второго поколения, а также статусные мигранты, добившиеся восходящей мобильности в принимающем обществе. Характер локаций, где осели мигранты, способен оказывать влияние на формы “социальных перечислений”. Восприятие “социальных перечислений” в отправляющем сообществе может происходить непоследовательно и порождать культурные конфликты. При этом некоторые сегменты отправляющего сообщества лучше приспособлены к инновациям, другие же держатся за традиции.



История науки
Судьба человека и судьба книги: Николай Шнакенбург и книга “Эскимосы СССР”
Аннотация
Статья посвящена исследованию биографии малоизвестного молодого этнографа Николая Борисовича Шнакенбурга (1907–1941), ученика В.Г. Богораза, работавшего в 1930–1933 гг. на Чукотке и погибшего на фронте под Ленинградом. В статье рассматривается, кроме того, вопрос об авторстве неопубликованной рукописи “Эскимосы СССР”, первого полноценного описания эскимосов Чукотки. Статья написана на основе документов, обнаружившихся в семейном архиве потомков Н.Б. Шнакенбурга и ранее не вводившихся в научный оборот.



Ориентализм в нарративе российских путешественников и военных разведчиков о народах Северо-Западного Кавказа второй четверти XIX в.
Аннотация
В статье рассматривается влияние ориенталистских установок исследователей первой половины XIX в. на отбор ими этнографического материала при составлении описаний народов Северо-Западного Кавказа. На примере творчества историка Донского войска В.Б. Броневского, посетившего Кавказ в ходе частной поездки, и офицера Отдельного кавказского корпуса Ф.Ф. Торнау, отправленного командованием с разведывательной миссией на Черноморское побережье, прослежены основные тенденции развития двух направлений ориентализма – “эстетического” и “официального”. На их примере показан переход от художественных, романтизированных клише о кавказских горцах к передаче реальных знаний по этнографии адыгов, абазин и абхазов. В статье использованы как опубликованные мемуарные произведения, так и официальные отчеты, созданные по результатам разведывательных миссий, хранящиеся в Российском военно-историческом архиве и Государственном историческом музее. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на сохранение клише и образов, характерных для общеевропейского ориентализма, эмпирический сбор этнографического материала закладывал основы для становления будущей научной концепции в описании народов, а также их классификации на основе этноязыкового принципа.



Критика, обзоры, рецензии
Антропологические традиции: итальянский взгляд (рец. на: Histories of Anthropology / Eds. G. D’Agostino, V. Matera. Cham: Palgrave Macmillan, 2023. 676р.)



Горький привкус Италии (рец. на: Montanari M. Amaro. Un gusto italiano. Roma; Bari: Laterza, 2023. 124 p.)



Культ различия, управляемый плюрализм и ностальгия по апартеиду (рец. на: Малахов В.С. Политика различий. Культурный плюрализм и идентичность. М: НЛО, 2023)



Вверх по ступеням агентности: когда эволюция становится революцией (рец. на: Tomasello M. The Evolution of Agency: Behavioral Organization from Lizards to Humans. Cambridge, MA: The MIT Press, 2022. 164 p.)


