“Падение Парижа” как “конец модернизма”: эсхатология, война и Илья Эренбург в анфиладе культурных зеркал

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

      В статье роман Ильи Эренбурга “Падение Парижа” (1942) анализируется на фоне синхронических и диахронических культурных контекстов. Автор уделяет особое внимание мифологизации Парижа со 2-й половины XIX столетия и идеологическим последствиям поражения Франции во Франко-прусской войне 1870 г. В работе рассматривается система “эсхатологической публицистики” Эренбурга времен Первой мировой, показывается связь романа писателя с французским культурным фоном “между двух войн”. Демонстрируется его полемичный диалог с Ж. Жироду по поводу франко-германской ценностно-культурной коллизии. Делается вывод о том, что для Эренбурга, ряда его западных собратьев и современных исследователей падение Парижа в 1940 г. стало знамением конца и всего традиционного Запада Нового времени, и – конкретнее – эпохи модернизма.

Об авторах

Вадим Владимирович Полонский

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Олар А. Культ Разума и культ Верховного существа во время Французской революции / Пер. с фр. Е.С. Коц и А.Н. Карасика. М.: Сеятель, 1925. 235 с.
  2. Гоголь Н.В. Рим // Гоголь Н.В. Полн. собр. сочинений: В 14 т. Т. 3. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. С. 215–259.
  3. Meyer E. da Costa. Dividing Paris: urban renewal and social inequality, 1852–1870. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2022. 416 p.
  4. Jordan D. P. Transforming Paris: the life and labors of Baron Haussmann. New York; London; Toronto [etc.]: Free press, 1995. XXII, 455 p.
  5. Cariani G. Une France russophile? Découverte, réception, impact. La diffusion de la culture russe en France de 1881 à 1914. Thèse de Doctorat en Histoire. Strasbourg: Institut d'Histoire contemporaine UFR des Sciences Historiques, Université des Sciences Humaines de Strasbourg, 1998.
  6. Gaillard M. Paris: les expositions universelles de 1855 à 1937. Paris: Les Presses Franciliennes, 2003. 184 p.
  7. Эренбург И. Собр. сочинений: В 8 т. М.: Худож. лит., 1990–2000.
  8. Берар Е. Бурная жизнь Ильи Эренбурга. М.: НЛО, 2009. 272 с.
  9. Marcou L. Ilya Ehrenbourg: un homme dans son siècle. Paris: Plon, 1992. 378 p.
  10. Полонский В.В. Основные векторы поэтико-идеологических трансформаций в русской литературе и публицистике эпохи Первой мировой войны // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 13–19.
  11. Полонский В.В. “Уют на лобном месте”: Первая мировая война в поэтико-идеологических отражениях литературы русского модернизма // Политика и поэтика: русская литература в историко-культурном контексте Первой мировой войны. Публикации, исследования и материалы. М.: ИМЛИ РАН, 2014. С. 703–712.
  12. Эренбург И. Лик войны. Изд. 2-е. Берлин: Геликон, 1923. 186 с.
  13. Hinterhäuser H. Fin de siècle: Gestalten und Mythen. München: W. Fink, 1977. 233 S.
  14. Rodin A. Les Cathedrales de France. Paris: Librairie Armand Colin, 1914. CIX, 164 p.
  15. Жироду Ж. Пьесы. М.: Искусство, 1981. 648 с.
  16. Эренбург И. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2000. 816 с. (Новая б-ка поэта).
  17. Цвейг С. Вчерашний мир. М.: Радуга, 1991. 544 с.
  18. Utopias: Russian Modernist Texts, 1905–1940 / Ed. by Catriona Kelly. London: Penguin, 1999. XXX, 378 p.
  19. Livak L. In Search of Russian Modernism. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2018. IX, 375 p.
  20. Ахматова А. Собр. сочинений: В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998–2002.
  21. Иванов Вяч. Стихотворения. Поэмы. Трагедия: В 2 кн. СПб.: Академический проект, 1995. (Новая б-ка поэта).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024