Точки зарождения грузопотоков в экономике российских регионов
- Авторы: Паркина Е.В.1
-
Учреждения:
- Приволжский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 1 (2025)
- Страницы: 39-40
- Раздел: ЧАСТЬ I. Экономика и логистика на транспорте
- Статья получена: 05.05.2025
- Статья одобрена: 27.05.2025
- Статья опубликована: 02.11.2025
- URL: https://clinpractice.ru/osnk-sr2025/article/view/679185
- ID: 679185
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Территориальный аспект развития транспорта нашел свое отражение в Транспортной стратегии страны в виде такого понятия, как «точки зарождения грузопотока» (ТЗГ) с зонами локализации в макрорегиональных производственных кластерах, в индустриальных парках и особых экономических зонах, в составе минерально-сырьевых центров, в иных крупных промышленных и сельскохозяйственных образованиях, способных выступать в роли центров генерации спроса на услуги грузоперевозок [1].
Цель — определена терминологическими проблемами выявления ТЗГ в экономике субъектов РФ, которые до недавнего времени находились не в фокусе научного интереса, притом что анализ потенциала региональных экономик в части ТЗГ имеет высокий практический смысл, связанный с инфраструктурным развитием, ростом экспортного потенциала [2].
Методы. В качестве методов использовались абстрактно-логический анализ связей общественных явлений, моделирование целевых параметров.
Результаты. Традиционное понимание ТЗГ сводится к тому, что их определяют пунктами в системе транспортного сообщения, этапами в логистической цепочке. В большинстве исследований в качестве ТЗГ определены морские и речные порты (в морском и речном транспортном сообщении), узловые станции (в железнодорожном сообщении), транспортные узлы, логистические центры, этап «первой мили» (в транспортной логистике). В условиях нарастающей конкуренции грузоперевозчиков такое узкое понимание ТЗГ не отражает преимуществ тех транспортных компаний, которые реализуют проактивную политику привлечения клиентов, ориентированы на долгосрочное партнерство с грузоотправителями, способны предложить грузовладельцам гибкие тарифные условия, качественный клиентский сервис. Именно в аспекте территориальных единиц, в границах которых локализованы промышленные предприятия, предприятия агропромышленного сектора и сельского хозяйства, генерирующие спрос на услуги грузоперевозок, ТЗГ определены в индексе ERAI (разработан АО «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (Eurasian Rail Alliance Index (ERAI)[3]. В рамках подхода, используемого в Транспортной стратегии РФ, локацией ТЗГ являются прогрессивные формы экономического пространства: макрорегиональные производственные кластеры, особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные парки, минерально-сырьевые центры, стратегические параметры которых требуют уточнения с позиций способности предприятий в их структуре генерировать грузопотоки, спрос на услуги грузоперевозок. Параметры макрорегиональных производственных кластеров определяются числом производственных компаний, связанных между собой функционально и территориально. Министерство промышленности и торговли РФ выделило 84 промышленных кластера с 1500 предприятиями для поддержки. Планируется инвестировать 50 млрд рублей через субсидии, льготные тарифы, налоговые и таможенные преференции. ОЭЗ с особым режимом предпринимательской деятельности и свободной таможенной зоной обладают высоким потенциалом для технико-внедренческой продукции и логистических услуг. Индустриальный парк — совокупность объектов инфраструктуры, созданных для промышленного производства, деятельностью которых руководит управляющая компания, технопарк (разновидность индустриального парка) — группа резидентов, которые не специализируются на массовом производстве, а ориентированы на исследования и разработки, формируют ТЗГ, продукция которых ориентирована на автомобильные перевозки, на гибкий график доставки [4]. Минерально-сырьевой центр — территория одного или нескольких муниципальных образований, в пределах которых находятся разрабатываемые (планируемые к освоению) месторождения полезных ископаемых (перспективные площади), связанные общей инфраструктурой, с единым пунктом отгрузки добываемого сырья, продуктов его обогащения в транспортную систему РФ — зона с потребностью в крупнотоннажных перевозках железнодорожным, морским, внутренним водным транспортом [5].
Выводы. Уточнение понятия ТЗГ за счет пространственных форм решает терминологические задачи анализа производственного, экспортного, инфраструктурного потенциала в зонах концентрации экономической активности, что должно найти свое отражение в прогнозах транспортных грузоперевозок, в сценариях целевого экономического развития федеральных округов, субъектов РФ.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Территориальный аспект развития транспорта нашел свое отражение в Транспортной стратегии страны в виде такого понятия, как «точки зарождения грузопотока» (ТЗГ) с зонами локализации в макрорегиональных производственных кластерах, в индустриальных парках и особых экономических зонах, в составе минерально-сырьевых центров, в иных крупных промышленных и сельскохозяйственных образованиях, способных выступать в роли центров генерации спроса на услуги грузоперевозок [1].
Цель — определена терминологическими проблемами выявления ТЗГ в экономике субъектов РФ, которые до недавнего времени находились не в фокусе научного интереса, притом что анализ потенциала региональных экономик в части ТЗГ имеет высокий практический смысл, связанный с инфраструктурным развитием, ростом экспортного потенциала [2].
Методы. В качестве методов использовались абстрактно-логический анализ связей общественных явлений, моделирование целевых параметров.
Результаты. Традиционное понимание ТЗГ сводится к тому, что их определяют пунктами в системе транспортного сообщения, этапами в логистической цепочке. В большинстве исследований в качестве ТЗГ определены морские и речные порты (в морском и речном транспортном сообщении), узловые станции (в железнодорожном сообщении), транспортные узлы, логистические центры, этап «первой мили» (в транспортной логистике). В условиях нарастающей конкуренции грузоперевозчиков такое узкое понимание ТЗГ не отражает преимуществ тех транспортных компаний, которые реализуют проактивную политику привлечения клиентов, ориентированы на долгосрочное партнерство с грузоотправителями, способны предложить грузовладельцам гибкие тарифные условия, качественный клиентский сервис. Именно в аспекте территориальных единиц, в границах которых локализованы промышленные предприятия, предприятия агропромышленного сектора и сельского хозяйства, генерирующие спрос на услуги грузоперевозок, ТЗГ определены в индексе ERAI (разработан АО «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» (Eurasian Rail Alliance Index (ERAI)[3]. В рамках подхода, используемого в Транспортной стратегии РФ, локацией ТЗГ являются прогрессивные формы экономического пространства: макрорегиональные производственные кластеры, особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные парки, минерально-сырьевые центры, стратегические параметры которых требуют уточнения с позиций способности предприятий в их структуре генерировать грузопотоки, спрос на услуги грузоперевозок. Параметры макрорегиональных производственных кластеров определяются числом производственных компаний, связанных между собой функционально и территориально. Министерство промышленности и торговли РФ выделило 84 промышленных кластера с 1500 предприятиями для поддержки. Планируется инвестировать 50 млрд рублей через субсидии, льготные тарифы, налоговые и таможенные преференции. ОЭЗ с особым режимом предпринимательской деятельности и свободной таможенной зоной обладают высоким потенциалом для технико-внедренческой продукции и логистических услуг. Индустриальный парк — совокупность объектов инфраструктуры, созданных для промышленного производства, деятельностью которых руководит управляющая компания, технопарк (разновидность индустриального парка) — группа резидентов, которые не специализируются на массовом производстве, а ориентированы на исследования и разработки, формируют ТЗГ, продукция которых ориентирована на автомобильные перевозки, на гибкий график доставки [4]. Минерально-сырьевой центр — территория одного или нескольких муниципальных образований, в пределах которых находятся разрабатываемые (планируемые к освоению) месторождения полезных ископаемых (перспективные площади), связанные общей инфраструктурой, с единым пунктом отгрузки добываемого сырья, продуктов его обогащения в транспортную систему РФ — зона с потребностью в крупнотоннажных перевозках железнодорожным, морским, внутренним водным транспортом [5].
Выводы. Уточнение понятия ТЗГ за счет пространственных форм решает терминологические задачи анализа производственного, экспортного, инфраструктурного потенциала в зонах концентрации экономической активности, что должно найти свое отражение в прогнозах транспортных грузоперевозок, в сценариях целевого экономического развития федеральных округов, субъектов РФ.
Об авторах
Екатерина Вячеславовна Паркина
Приволжский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: yekapark@mail.ru
студентка, группа ЭМб-41, факультет «Институт управления и экономики»
Россия, СамараСписок литературы
- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021. № 3363-р. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/727294161 Дата обращения 25.03.2025.
- Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2024. № 4146-р. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1310767692 Дата обращения 25.03.2025.
- Eurasian Rail Alliance Index. Точки зарождения грузов в Европейском союзе, экспортируемых в Китай. Информационно-аналитический обзор ERAI. Режим доступа: https://index1520.com/upload/medialibrary/049/_-_3.pdf Дата обращения: 25.03.2025.
- Промышленные кластеры, технопарки, особые экономические зоны в России. Сводная статистика кластеров — ГИСИП. Официальный сайт Минпромторга России. Режим доступа: https://gisp.gov.ru/gisip/stats_sum_clusters/pdf/ru/ Дата обращения: 25.03.2025.
- Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2024. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1310767692 Дата обращения: 25.03.2025.
Дополнительные файлы



