Исправительно-трудовая колония «Пермь‑36» в памяти жителей окрестных деревень

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Качественное исследование выявляет специфику коллективной памяти жителей деревень Пермского края об исправительно-трудовой колонии, на месте которой открыт музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь-36». Местные жители отказываются выступать в качестве свидетелей жизни колонии, формируя взамен образ собственной жизни, полной подневольного труда, бытовых трудностей и нехваток. Колония в их памяти – это чуждый, непроницаемый объект или место сосредоточения новых технологий и материального достатка, контрастирующее с жизнью колхозников. Мемориальный музей, в экспозиции которого их точка зрения не представлена, в их глазах – это посягательство на их собственную историю. Рассмотренный случай демонстрирует, что из национальной исторической памяти исключены воспоминания социальных групп, вынужденно свидетельствующих о своем травматизирующем опыте косвенным путем. Пока эти группы лишены возможности осознать и сконструировать собственную версию культурной травмы, авторы считают невозможным создание национального объяснительного нарратива ХХ века.

Об авторах

Светлана Владимировна Рязанова

Институт гуманитарных исследований – филиал ПФИЦ УрО РАН; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д. Н. Прянишникова

Российская Федерация, Пермь

Анастасия Владимировна Митрофанова

Институт социологии ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Бабашкин В.В. Крестьяне, посткрестьяне и власть в ХХ веке: приспособительные стратегии с обеих сторон // Крестьянство и власть в истории России XX века: сб. науч. ст. Междунар. кр. ст. (12 ноября 2010 г., Москва) / Под ред. П.П. Марченя, С.Ю. Разина. М.: АПР. 2011. С. 70–79.
  2. Богатова О.А., Митрофанова А.В., Рязанова С.В. Мордовский поселок как место и сообщество исторической памяти: коллективные нарративы и репрезентации // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14. № 4. С. 402–417. doi: 10.15507/2076-2577.014.2022.04.402-417.
  3. Гончарова И.В. Власть и крестьянство в конце 1920-х гг. (по материалам Центрального Черноземья) // Крестьянство и власть в истории России XX века: сб. науч. ст. Междунар. кр. ст. (12 ноября 2010 г., Москва) / Под ред. П.П. Марченя, С.Ю. Разина. М.: АПР, 2011. С. 153–163.
  4. История сталинизма: крестьянство и власть: Мат. Междунар. кауч. конф. (29 сентября – 2 октября 2010 г., Екатеринбург). М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011.
  5. Кознова И.Е. Крестьянская память о власти в современной России // Крестьянство и власть в истории России XX века: сб. науч. ст. Междунар. кр. ст. (12 ноября 2010 г., Москва) / Под ред. П.П. Марченя, С.Ю. Разина. М.: АПР, 2011. С. 213–222
  6. Кознова И.Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. М.: ИФ РАН, 2000.
  7. Колева Д. Памет и справедливост: лични спомени и публични разкази за комунизма. София: CIELA, 2020. (На болг. яз.)
  8. Митрофанова А.В., Рязанова С.В., Пляйс Я.А. Место как палимпсест событий и интерпретаций в политике памяти (на примере музея "Следственная тюрьма НКВД") // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 3–16. doi: 10.24412/2071-6141-2022-2-3-16.
  9. Обухов Л.А. «...Есть генералы, полковники и подполковники». История колонии для работников правоохранительных органов в пос. Кучино Молотовской (Пермской) области // После Сталина. Реформы 1950-х годов в контексте советской и постсоветской истории: Мат. VIII междунар. науч. конф. (15–17 октября 2015 г., Екатеринбург). М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2016. С. 178–186.
  10. Обухов Л.А. История одной колонии (Лесная ИТК-6. Первый кучинский период, 1946-1953) // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2010. Вып. 1 (13). С. 40–47.
  11. Прохоров В.Е. Сермяжные истории жителей бывшей Комарицкой волости. Брянск: Белобережье: Гр. комп. «Десяточка», 2009.
  12. Рязанова С.В., Митрофанова А.В. Палитра мест памяти о политических репрессиях: монументы и контрмонументы // Вестник Пермского университета. История. 2022. № 3 (58). С. 152–162. doi: 10.17072/2219-3111-2022-3-152-162.
  13. Спивак Г.Ч. Могут ли угнетённые говорить? // Введение в гендерные исследования. Ч. II. Хрестоматия. СПб.: Алетейя, 2001. С. 649–670.
  14. Щербакова И.Л. Память о сталинизме в культуре 1950-1970-х гг. // История сталинизма: Жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий: Мат. Междунар. науч. конф. (18–20 октября 2012 г., Санкт-Петербург). М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2013. С. 21–40.
  15. Alexander J.C., Eyerman R., Giesen B.et al. Cultural Trauma and Collective Identity. Berkeley, CA: University of California Press, 2004.
  16. Boltanski L. Distant Suffering: Morality, Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  17. Lonetree A. Decolonizing Museums, Memorials, and Monuments // The Public Historian. 2021. No. 4 (43). P. 21–27. doi: 10.1525/tph.2021.43.4.21.
  18. Mayring Ph. Qualitative Inhaltsanalyse. Grundlagen und Techniken. Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 1983

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023